Авторебус - Ремонт рулевой рейки
г.Москва ул.Адмирала
Корнилова, вл1, бокс № М46-М47

Работаем с 9-00 до 20-00 ежедневно без выходных

В современных автомобилях используются два типа рулевых реек — с гидравлическим и электрическим усилением. В первом случае используется гидроцилиндр с насосом, во втором — электромотор с датчиками и ЭБУ. Оба механизма выполняют одну задачу, но по-разному. 

В этой статье разберем, чем отличается гидравлическая (ГУР) рейка от электрической (EPS), рассмотрим преимущества и недостатки каждого варианта.

Что такое рулевая рейка и для чего она нужна

Рулевая рейка используется в автомобиле для поворота колес вправо и влево в ответ на вращение руля водителем. Основной элемент этого механизма — зубчатая вытянутая деталь, которая превращает вращательное движение колонки в поступательное.

Частью этого узла является система усиления, которая может быть гидравлической или электрической. 

Общее описание устройства и принципа работы  

В традиционном варианте рулевое управление машины состоит из рейки, которая соединяется с валом руля с помощью зубчатой шестерни. Когда водитель вращает руль вправо или влево, шестерня двигает рейку в одну или другую сторону. Это движение передается колесам через рулевые втулки и поворотные кулаки.

Алгоритм работы, следующий:

  1. Водитель машины поворачивает колесо, соединенное с валом. 
  2. Шестерня вращается внутри рейки и сдвигает рейку в нужный бок благодаря зубчикам.
  3. Один край рейки тянет, а другой — толкает тяги. В результате колесо смещается в нужную сторону.

В действительности схема работы сложнее, особенно если конструкцией предусмотрено гидроусиление. Кроме того, в инновационных автомобилях, например, Tesla Cyber Truck, для смещения колес используются электромоторы, то есть рейки как таковой там нет. 

Роль в системе управления автомобилем

В поворотном механизме рулевая рейка играет главную роль. От ее технического состояния зависит несколько моментов:

  • Насколько хорошо автомобиль слушается руля и дает обратную связь водителю. Благодаря ей можно «чувствовать дорогу».
  • Насколько безопасно управлять транспортным средством. Люфт и другие дефекты могут привести к аварии во время движения. 
  • Насколько комфортно ехать на автомобиле. ГУР или ЭУР уменьшают усилие при вращении руля, а поломка этих систем намного усложняет парковку и маневрирование на месте. 

Гидравлическая рулевая рейка

Гидравлической называют рейку, которая оборудована механизмом гидроусиления. Для уменьшения усилия при повороте руля здесь используется гидравлическая энергия. Внутри установлен гидроцилиндр с двумя рабочими камерами, в которые поступает масло под давлением от насоса. 

Принцип работы  

Алгоритм работы рулевого управления с ГУР, следующий:

  1. Водитель поворачивает роль и сообщает механическое движение зубчатой рейке. 
  2. Одновременно с этим работает гидронасос, который поддерживает высокое давление масла в системе. Он может отбирать мощность от ДВС (классический ГУР) или иметь собственный электромотор, который вращает вал (ЭГУР).
  3. Частью механизма является распределительный клапан, который направляет поток масла в правый или левый полуцилиндр, в зависимости от направления поворота. 
  4. Во время поворота жидкость под давлением попадает в рабочую камеру и сдвигает поршень в нужном направлении. Он через шток передает это движение на колесо. 
  5. После «отработки» жидкость поступает в расширительный бачок и готова к повторному циклу.

Таким образом, водитель практически не прикладывает усилий для поворота колес в сравнении с механической системой. 

Ключевые компоненты

Традиционный механизм гидроусиления состоит из таких компонентов:

  • Насос ГУР — создает нужное давление масла для работы цилиндра;
  • Рейка — в ней установлен цилиндр с двумя камерами и поршнем;
  • Трубки — используются для подачи масла в гидроцилиндр и обратки;
  • Расширительный бачок — нужен для хранения запаса рабочей жидкости и компенсации увеличения ее объема при нагреве;
  • Распределительный клапан — направляет поток масла в нужный полуцилиндр в зависимости от направления поворота руля.

Cхема рулевой рейки с гидроусилителем

ГУР может отличаться в зависимости от типа насоса. Его вал вращает либо двигатель с отбором мощности с помощью ремня и шкивов, либо отдельный электромотор. 

Особенности эксплуатации и обслуживания

Рулевая рейка с ГУР — это проверенный временем механизм, который обеспечивает хорошую обратную связь водителю. Однако во время работы он отбирает часть мощности двигателя, даже если водитель не поворачивает. Система требует более тщательного обслуживания и состоит из большого количества деталей, которые могут выходить из строя. 

Система гидроусиления нуждается в обслуживании:

  • Проверка уровня жидкости и замена масла с определенной периодичностью;
  • Контроль герметичности шлангов и уплотнителей для предотвращения течей;
  • Диагностика технического состояния — обнаружение шумов и следов утечек.

Если есть хоть малейшее подозрение в поломке или утечке масла, необходимо заехать на СТО, провести диагностику и устранить дефект. 

Электрическая рулевая рейка

Рулевая рейка с электрическим усилением — это более новая разработка, в которой для увеличения усилия используется электромотор. Она называется ЭУР или EPS от термина Electric Power Steering. В этом случае в системе отсутствует масло, что делает ее эксплуатацию более удобной. 

Частью механизма поворота являются датчики, которые считывают внешние показатели, а также электронный блок управления, который регулирует работу электромотора. 

Принцип работы ЭУР

Рулевая рейка с ЭУР работает под управлением ЭБУ, который принимает и анализирует сигналы от датчиковы, после чего включает электромотор в нужном режиме. 

Схема работы, следующая:

  1. Водитель вращает руль, а датчики определяют направление и угол поворота.
  2. Сигналы обрабатываются в ЭБУ, который определяет, куда нужно повернуть колеса и сколько усилия добавить. 
  3. ЭБУ отправляет сигнал электромотору, который вращается и перемещает рейку в нужном направлении и с нужным усилием. 

Одна из особенностей этого механизма — адаптивность. Создаваемое усилие изменяется в зависимости от скорости. Чем быстрее едешь, тем меньше усиление. Это необходимо для сохранения стабильной езды. 

Кроме того, в ЭУР легко интегрировать автоматические системы управления — парковка, автопилот.

Основные элементы ЭУР

Стандартная рулевая рейка с ЭУР состоит из таких частей:

  • Электромотор для перемещения рейки с редуктором для создания нужного усилия;
  • Датчики крутящего момента и скорости для определения текущего состояния автомобиля;
  • Электронный блок управления для анализа сигналов и выбора режимов электромотора;
  • Программное обеспечение в ЭБУ.

Cхема рулевой рейки с электроусилителем

Особенности эксплуатации и обслуживания

ЭУР работает независимо от ДВС и не отбирает у него мощность. Само оборудование более компактное, не используется масло. Доступно интеллектуальное управление для интеграции с системами помощи водителю. 

Однако электроусилитель более чувствительный к внешним воздействиям, а в случае поломки потребует больше денег на ремонт или замену. 

Обслуживать ЭУР можно только на специализированном СТО, где состояние оборудования тестируют с помощью компьютера. Важно защищать компоненты от влаги и грязи, а также своевременно обновлять прошивку блока управления. 

Сравнение гидравлической и электрической рулевой рейки

Гидравлическая и электрическая рулевые рейки имеют свои плюсы и минусы. Для выбора подходящего варианта управления рассмотрим все особенности в виде таблицы. 

Параметр

Гидравлическая

Электрическая

Сложность

Конструктивно механизм гидроусиления сложнее за счет использования насоса, трубок, гидроцилиндра.

ЭУР компактнее, состоит из меньшего количества деталей и занимает минимум места под капотом автомобиля. 

Стоимость

Гидравлический механизм дешевле, но требует частого и тщательного обслуживания. Ремонтировать его не так затратно.

Электрический механизм дороже, однако его практически не нужно обслуживать. В случае поломки чаще всего приходится заменять поврежденный компонент.

Энергоэффективность

Низкая, насос работает постоянно, даже если водитель не вращает руль во время езды по прямой.

Мотор включается только при поворотах руля, что экономит энергию. Не отбирает мощность у ДВС и не сажает батарею в электрокарах. 

Надежность и срок службы

Ломается из-за износа и внешних воздействий, может появиться течь масла, часто протекают уплотнители.

Более надежна и устойчива, но выходит из строя из-за поломок электрической системы. Очень чувствительна к влаге.

Точность управления

Хорошо работает на большой скорости, обеспечивает лучшую обратную связь водителю.

Хорошо работает независимо от скорости движения, адаптируется под нее при создании усилия. 

Применение

Наиболее распространенный вариант на всех современных автомобилях.

Используется только в новых машинах, особенно оснащенных автопилотом и системами помощи при вождении. 

Преимущества и недостатки каждого типа

Разберем подробнее, какие сильные и слабые стороны есть у рассматриваемых механизмов. 

Гидравлическая: плюсы и минусы

Главные преимущества рулевой рейки с механическим усилением:

  • Надежный механизм, рассчитанный на интенсивную эксплуатацию. Его часто устанавливают на внедорожниках и гоночных автомобилях;
  • Так как в системе поддерживается постоянное давление, рулевое управление становится более отзывчивым и мгновенно реагирует на действия водителя; 
  • При управлении лучше чувствуется дорога, что особенно важно при езде по сложному покрытию и с большой скоростью;
  • Эту систему легче ремонтировать, заменяя отдельные компоненты без установки новой рейки;
  • ГУР работает без управления электроникой, поэтому нарушение работы бортового компьютера не повлияет на безопасность езды. 

При выборе автомобиля с ГУР нужно учитывать минусы этой системы:

  • Насос постоянно отбирает мощность у двигателя, что немного снижает динамические характеристики автомобиля и повышает расход топлива;
  • Приходится постоянно следить за герметичностью системы и устранять утечки масла, а также менять рабочую жидкость по мере износа;
  • Из-за большого количества деталей увеличивается риск поломки какого-то компонента;
  • В холодное время года рулевое управление будет работать хуже, пока масло не разогреется;
  • Система гидроусиления не может адаптироваться под скорость движения машины.

Несмотря на некоторые недостатки, ГУР пока остается более популярной системой, и она установлена на большей части автомобилей — и новых, и прошлых лет выпуска. 

Электрическая: плюсы и минусы

У электрической системы также есть много преимуществ:

  • Она не создает нагрузки на двигатель и генератор (батарею), так как мотор включается только при поворотах руля;
  • ЭУР может адаптироваться под внешние условия. Например, создавать большее усилие при паровке, меньшее — при езде на большой скорости;
  • Электромотор в рейке легко интегрировать с ADAC, чтобы обеспечить автоматическую парковку, контроль полосы или другую помощь водителю во время управления машиной;
  • В системе отсутствует масло, поэтому не нужно следить за ее герметичностью и менять рабочую жидкость.

Недостатки у ЭУР также присутствуют. Наиболее существенные такие:

  • В случае поломки придется менять дефектный компонент, что обходится очень дорого;
  • Чувствительные электронные устройства могут ломаться из-за перегрева, попадания влаги или пыли;
  • В случае сбоев в бортовой электрической сети усиление может перестать работать;
  • Отремонтировать рулевую рейку с ЭУР в домашних условиях не получится из-за отсутствия нужных инструментов и программного обеспечения. 

Критерии выбора рулевой рейки

Выбирать тип усиления руля нужно при покупке автомобиля. ГУР и ЭУР устанавливают на этапе сборки транспортного средства на заводе. Впоследствии поменять тип усиления можно только в исключительных случаях и только путем серьезной модификации машины. На практике к этому прибегают редко. 

Во время выбора машины нужно учесть два момента:

  • ГУР больше подойдет для больших автомобилей, которые эксплуатируются в тяжелых условиях;
  • ЭУР идеален для легковых машин, которые используются для езды по городу и трассе. 

На практике водители часто останавливаются на конкретной модели авто и берут ее независимо от типа усилителя руля. 

Ответы на частые вопросы (FAQ)

Заключение

Гидравлические и электрические рейки имеют разные принципы работы, но выполняют одну задачу — помогают поворачивать колеса, чтобы водитель прилагал меньше усилий при вращении руля. 

Владельцу машины обязательно нужно знать, какой тип усиления установлен в его авто, чтобы понимать порядок обслуживания машины и проверки состояния рулевого механизма.

Рейтинг в яндексе