Содержание:
В современных автомобилях используются два типа рулевых реек — с гидравлическим и электрическим усилением. В первом случае используется гидроцилиндр с насосом, во втором — электромотор с датчиками и ЭБУ. Оба механизма выполняют одну задачу, но по-разному.
В этой статье разберем, чем отличается гидравлическая (ГУР) рейка от электрической (EPS), рассмотрим преимущества и недостатки каждого варианта.
Рулевая рейка используется в автомобиле для поворота колес вправо и влево в ответ на вращение руля водителем. Основной элемент этого механизма — зубчатая вытянутая деталь, которая превращает вращательное движение колонки в поступательное.
Частью этого узла является система усиления, которая может быть гидравлической или электрической.
В традиционном варианте рулевое управление машины состоит из рейки, которая соединяется с валом руля с помощью зубчатой шестерни. Когда водитель вращает руль вправо или влево, шестерня двигает рейку в одну или другую сторону. Это движение передается колесам через рулевые втулки и поворотные кулаки.
Алгоритм работы, следующий:
В действительности схема работы сложнее, особенно если конструкцией предусмотрено гидроусиление. Кроме того, в инновационных автомобилях, например, Tesla Cyber Truck, для смещения колес используются электромоторы, то есть рейки как таковой там нет.
В поворотном механизме рулевая рейка играет главную роль. От ее технического состояния зависит несколько моментов:
Гидравлической называют рейку, которая оборудована механизмом гидроусиления. Для уменьшения усилия при повороте руля здесь используется гидравлическая энергия. Внутри установлен гидроцилиндр с двумя рабочими камерами, в которые поступает масло под давлением от насоса.
Алгоритм работы рулевого управления с ГУР, следующий:
Таким образом, водитель практически не прикладывает усилий для поворота колес в сравнении с механической системой.
Традиционный механизм гидроусиления состоит из таких компонентов:
ГУР может отличаться в зависимости от типа насоса. Его вал вращает либо двигатель с отбором мощности с помощью ремня и шкивов, либо отдельный электромотор.
Рулевая рейка с ГУР — это проверенный временем механизм, который обеспечивает хорошую обратную связь водителю. Однако во время работы он отбирает часть мощности двигателя, даже если водитель не поворачивает. Система требует более тщательного обслуживания и состоит из большого количества деталей, которые могут выходить из строя.
Система гидроусиления нуждается в обслуживании:
Если есть хоть малейшее подозрение в поломке или утечке масла, необходимо заехать на СТО, провести диагностику и устранить дефект.
Рулевая рейка с электрическим усилением — это более новая разработка, в которой для увеличения усилия используется электромотор. Она называется ЭУР или EPS от термина Electric Power Steering. В этом случае в системе отсутствует масло, что делает ее эксплуатацию более удобной.
Частью механизма поворота являются датчики, которые считывают внешние показатели, а также электронный блок управления, который регулирует работу электромотора.
Рулевая рейка с ЭУР работает под управлением ЭБУ, который принимает и анализирует сигналы от датчиковы, после чего включает электромотор в нужном режиме.
Схема работы, следующая:
Одна из особенностей этого механизма — адаптивность. Создаваемое усилие изменяется в зависимости от скорости. Чем быстрее едешь, тем меньше усиление. Это необходимо для сохранения стабильной езды.
Кроме того, в ЭУР легко интегрировать автоматические системы управления — парковка, автопилот.
Стандартная рулевая рейка с ЭУР состоит из таких частей:
ЭУР работает независимо от ДВС и не отбирает у него мощность. Само оборудование более компактное, не используется масло. Доступно интеллектуальное управление для интеграции с системами помощи водителю.
Однако электроусилитель более чувствительный к внешним воздействиям, а в случае поломки потребует больше денег на ремонт или замену.
Обслуживать ЭУР можно только на специализированном СТО, где состояние оборудования тестируют с помощью компьютера. Важно защищать компоненты от влаги и грязи, а также своевременно обновлять прошивку блока управления.
Гидравлическая и электрическая рулевые рейки имеют свои плюсы и минусы. Для выбора подходящего варианта управления рассмотрим все особенности в виде таблицы.
Параметр |
Гидравлическая |
Электрическая |
Сложность |
Конструктивно механизм гидроусиления сложнее за счет использования насоса, трубок, гидроцилиндра. |
ЭУР компактнее, состоит из меньшего количества деталей и занимает минимум места под капотом автомобиля. |
Стоимость |
Гидравлический механизм дешевле, но требует частого и тщательного обслуживания. Ремонтировать его не так затратно. |
Электрический механизм дороже, однако его практически не нужно обслуживать. В случае поломки чаще всего приходится заменять поврежденный компонент. |
Энергоэффективность |
Низкая, насос работает постоянно, даже если водитель не вращает руль во время езды по прямой. |
Мотор включается только при поворотах руля, что экономит энергию. Не отбирает мощность у ДВС и не сажает батарею в электрокарах. |
Надежность и срок службы |
Ломается из-за износа и внешних воздействий, может появиться течь масла, часто протекают уплотнители. |
Более надежна и устойчива, но выходит из строя из-за поломок электрической системы. Очень чувствительна к влаге. |
Точность управления |
Хорошо работает на большой скорости, обеспечивает лучшую обратную связь водителю. |
Хорошо работает независимо от скорости движения, адаптируется под нее при создании усилия. |
Применение |
Наиболее распространенный вариант на всех современных автомобилях. |
Используется только в новых машинах, особенно оснащенных автопилотом и системами помощи при вождении. |
Разберем подробнее, какие сильные и слабые стороны есть у рассматриваемых механизмов.
Главные преимущества рулевой рейки с механическим усилением:
При выборе автомобиля с ГУР нужно учитывать минусы этой системы:
Несмотря на некоторые недостатки, ГУР пока остается более популярной системой, и она установлена на большей части автомобилей — и новых, и прошлых лет выпуска.
У электрической системы также есть много преимуществ:
Недостатки у ЭУР также присутствуют. Наиболее существенные такие:
Выбирать тип усиления руля нужно при покупке автомобиля. ГУР и ЭУР устанавливают на этапе сборки транспортного средства на заводе. Впоследствии поменять тип усиления можно только в исключительных случаях и только путем серьезной модификации машины. На практике к этому прибегают редко.
Во время выбора машины нужно учесть два момента:
На практике водители часто останавливаются на конкретной модели авто и берут ее независимо от типа усилителя руля.
Гидравлические и электрические рейки имеют разные принципы работы, но выполняют одну задачу — помогают поворачивать колеса, чтобы водитель прилагал меньше усилий при вращении руля.
Владельцу машины обязательно нужно знать, какой тип усиления установлен в его авто, чтобы понимать порядок обслуживания машины и проверки состояния рулевого механизма.