Содержание:
Гидроударом в рулевой рейке называют резкое повышение давления масла во время работы рулевого управления. Он ощущается как толчок, который «отдается» на руль и колеса. Помимо дискомфорта, это явление негативно влияет на техническое состояние всех компонентов. Если вовремя не устранить проблему, механизм поворота быстрее выйдет из строя.
В этой статье рассмотрим подробнее, что такое гидроудар, от чего он возникает и как от него избавиться.
Гидравлический удар в рулевой рейке с ГУР появляется по разным причинам, которые мы подробно рассмотрим в этом разделе.
Перепады давления масла и удары возникают в том случае, если в масло попадают пузырьки воздуха. Так как газ из-за своей плотности сжимается не так, как жидкость, при работе системы образуются удары, которые негативно влияют на рулевое управление.
Воздух в систему чаще всего попадает из-за разгерметизации гидросистемы. Например, при повреждении шлангов или патрубков. Также подобные проблемы возникают, если владелец авто заменил жидкость ГУР без последующей прокачки.
Воздух в системе может появиться не из-за протечек, а по причине пенообразования. Это происходит от перегрева рабочей жидкости или использования масла, характеристики которого не соответствуют регламенту производителя.
Завоздушивание приводит к появлению мелких пузырьков, которые при повышении давления лопаются и приводят к гидроударам. Обнаружить эту проблему можно по пене, которую легко заметить в расширительном бачке системы ГУР.
Если владелец машины залил слишком вязкую или слишком жидкую жидкость ГУР или использовал масло, которое не подходит для гидросистемы по другим характеристикам, механизм поворота будет работать неправильно.
Насос не сможет создать нужного давления, подвижные компоненты ну будут смазываться правильно, а в системе появится пена. Это приведет к ударам и повышенным нагрузкам на детали рулевой рейки.
Проблема может возникнуть из-за неправильной работы деталей рулевого механизма. Виновниками гидравлических ударов обычно бывают клапаны, уплотнительные элементы или поршень распределителя.
Дефекты могут приводит к резким повышениям и провалам давления, которые и становятся причиной толчков. Часто этот дефект проявляется также в виде шума или утечки масла.
Создать резкий перепад давления может неправильно работающий насос ГУР. Это происходит из-за его механического износа, забитого фильтра рабочей жидкости или клапана. Также проблема возникает из-за подскакивающего ремня и износившегося шкива.
Резкие перепады давления масла оказывают негативное влияние на все компоненты рулевой системы.
Частые гидравлические удары в рулевой рейке приводят к серьезным поломкам:
Также гидроудары могут привести и к поломкам насоса ГУР. Владельцу автомобиля придется столкнуться с такими дефектами:
Постоянное повышение давления с высокой вероятностью приведет к появлению трещины, через которую будет уходить масло и поступать воздух. Если затянуть с ремонтом, проблема будет только усугубляться.
Даже если гидравлические удары проявляются очень редко, они приводят к сильному износу деталей рулевого механизма. Постоянные повышения давления рвут и деформируют сальники и уплотнители, разбивают втулки и приводят к появлению люфта.
В особо неудачных случаях ломается насос ГУР, его приходится менять на новый или восстановленный.
Опасность гидроудара не только в том, что он ускоряет износ и приводит к поломкам рулевой рейки. Существует опасность и для водителя и пассажиров. В том числе:
Гидроудар в рулевой рейке — это резкий и непродолжительный скачок давления рабочей жидкости, который оказывает воздействие на весь механизм поворота колес. Он возникает из-за резкого перекрытия потока масла внутри системы. Такое происходит при резком маневрировании, несрабатывании клапана, засорении или завоздушивании системы.
Гидроудар характерен только для систем с классическим гидроусилением (ГУР) или гидроэлектрическим (ЭГУР). В машинах с электроусилением (ЭУР) масло отсутствует, поэтому гидравлический удар возникнуть не может.
Опасность состоит в том, что такое ударное воздействие повреждает внутренние механизмы и ускоряет износ компонентов рулевого управления. Во время езды из-за толчка водитель может потерять управление, что приведет к аварии.
Обнаружить гидроудар водитель может по нескольким внешним признакам:
Для выяснения причин нестандартной работы автомобиля необходимо обратиться за помощью на станцию технического обслуживания.
Перечисленные в предыдущем разделе внешние симптомы характерны не только для гидроударов в рулевой рейке. Необходимо отличать их от других неисправностей механизма поворота.
Проявление |
Гидроудар |
Другие дефекты |
Удар при наезде на неровности |
Проявляется почти всегда |
Проявляются иногда, но не такие резкие |
Толчки при маневрировании |
Проявляется почти всегда |
При износе компонентов руль может вращаться туго, но без толчков и рывков |
Вибрация в движении |
Проявляется часто, но не всегда |
Проявляются постоянно при неправильном развал-схождении или проблемах с тормозной системой |
Посторонние звуки |
В виде хлопка или пыха |
Только в виде скрипа, скрежета, стука из-за износа шаровых опор |
При появлении описанных симптомов лучше обратиться за помощью к квалифицированным мастерам сервис-центра, которые обслуживают рулевое управление. Самостоятельно ремонтировать рейку можно только в том случае, если владелец авто имеет специальное образование и навыки, а также набор необходимых инструментов и приспособлений.
Чаще всего для устранения гидравлических ударов нужно прокачать гидросистему, чтобы удалить находящийся в ней воздух. Это нужно делать после каждой замены масла для ГУР.
Пошаговая инструкция, как это делать:
После завершения прокачки необходимо протестировать автомобиль на ходу. Если все сделано правильно и других поломок рулевого управления нет, гидроудары рулевой рейки проявляться не будут.
Если проблема связана с маслом в гидросистеме, его нужно полностью слить и заменить на новое. Неподходящая рабочая жидкость постоянно вспенивается и перегревается, из-за чего ее вязкость теряется и появляются гидроудары.
Использовать нужно только то масло, которое рекомендует производитель авто. Его следует покупать в надежных магазинах, гарантирующих качество товара. Заменять жидкость на новую лучше через каждые 2 года эксплуатации или 50 тыс. км. пробега.
Если в процессе эксплуатации нужно доливать жидкость в бачок, следует использовать только такое же масло, которое залито в систему.
Как поменять масло:
Если причина гидроудара в износе или поломке основных компонентов рейки, их необходимо заменить или отремонтировать в специализированный мастерской. Слесари могут восстановить корпус, заменить насос, очистить или заменить фильтры, промыть всю систему.
В случае серьезных повреждений лучше заменить всю рейку на новую или восстановленную, особенно в том случае, если рулевой механизм отработал как минимум 200 тыс. км пробега.
Гидроудар может возникать из-за утечки масла. Во-первых, недостаток жидкости приводит к работе насоса под нагрузкой, во-вторых, через трещины и дефекты в систему проникает воздух.
Обнаружить место утечки можно по следам рабочей жидкости. Для их устранения нужно заменить поврежденную деталь или подтянуть хомуты, установить новые уплотнители или трубки для подачи масла.
Если все меры по устранению гидроударов выполнены, а они все равно появляются, виновником может быть насос ГУР. Обнаружить неисправность этого узла можно путем измерения давления в системе. Также симптомами являются повышенный шум во время работы ГУР, перегрев масла и отсутствие усиления на руле.
Мастера на СТО могут отремонтировать насос или заменить его на новый агрегат, в том числе восстановленный. В некоторых случаях проблему вызывает регулятор давления. Его также заменяют при поломке.
Предотвратить появление гидроудара в системе можно, если соблюдать несколько несложных правил.
Основное требование для поддержания работоспособности автомобиля — своевременное регламентное обслуживание рулевого управления. В него входит:
Можно приурочить проверку рулевого управления к периодическому ТО, во время которого меняется масло в двигателе.
Очень важно следить за состоянием гидравлической жидкости. Она должна всегда находиться на уровне между отметками МИН и МАКС. О проблемах с рекой и ГУР говорят такие признаки:
Как только обнаружен один из этих признаков, лучше заменить масло и прокачать гидросистему.
Представленные ниже советы помогут избежать появления гидроударов и продлить срок эксплуатации рейки:
Для продления срока службы и сохранения надежности рейки важно строго придерживаться рекомендаций производителя относительно запасных частей и, особенно, рабочей жидкости ГУР:
Резкое повышение давления в системе может привести к выходу из строя уплотнителей, втулок и других деталей рулевого механизма, что приведет к утечке масла, люфту и проблемам с управлением машиной.
Гидравлический удар в рулевой рейке — опасное явление, которое значительно ускоряет износ и повышает опасность езды. Как только водитель обнаружит признаки проблемы, ему необходимо обратиться в сервис-центр для устранения дефектов. Самостоятельно отремонтировать рейку невозможно без специальных инструментов и опыта в этой сфере.