Авторебус - Ремонт рулевой рейки
г.Москва ул.Адмирала
Корнилова, вл1, бокс № М46-М47

Работаем с 9-00 до 20-00 ежедневно без выходных

Гидроударом в рулевой рейке называют резкое повышение давления масла во время работы рулевого управления. Он ощущается как толчок, который «отдается» на руль и колеса. Помимо дискомфорта, это явление негативно влияет на техническое состояние всех компонентов. Если вовремя не устранить проблему, механизм поворота быстрее выйдет из строя.

В этой статье рассмотрим подробнее, что такое гидроудар, от чего он возникает и как от него избавиться. 

Основные причины появления гидроудара

Гидравлический удар в рулевой рейке с ГУР появляется по разным причинам, которые мы подробно рассмотрим в этом разделе. 

Попадание воздуха в гидросистему  

Перепады давления масла и удары возникают в том случае, если в масло попадают пузырьки воздуха. Так как газ из-за своей плотности сжимается не так, как жидкость, при работе системы образуются удары, которые негативно влияют на рулевое управление. 

Воздух в систему чаще всего попадает из-за разгерметизации гидросистемы. Например, при повреждении шлангов или патрубков. Также подобные проблемы возникают, если владелец авто заменил жидкость ГУР без последующей прокачки. 

Завоздушивание жидкости

Воздух в системе может появиться не из-за протечек, а по причине пенообразования. Это происходит от перегрева рабочей жидкости или использования масла, характеристики которого не соответствуют регламенту производителя. 

Завоздушивание приводит к появлению мелких пузырьков, которые при повышении давления лопаются и приводят к гидроударам. Обнаружить эту проблему можно по пене, которую легко заметить в расширительном бачке системы ГУР.

Использование некачественной или неподходящей жидкости

Если владелец машины залил слишком вязкую или слишком жидкую жидкость ГУР или использовал масло, которое не подходит для гидросистемы по другим характеристикам, механизм поворота будет работать неправильно. 

Насос не сможет создать нужного давления, подвижные компоненты ну будут смазываться правильно, а в системе появится пена. Это приведет к ударам и повышенным нагрузкам на детали рулевой рейки. 

Износ или повреждение внутренних элементов

Проблема может возникнуть из-за неправильной работы деталей рулевого механизма. Виновниками гидравлических ударов обычно бывают клапаны, уплотнительные элементы или поршень распределителя. 

Дефекты могут приводит к резким повышениям и провалам давления, которые и становятся причиной толчков. Часто этот дефект проявляется также в виде шума или утечки масла. 

Резкие перепады давления при неправильной работе насоса

Создать резкий перепад давления может неправильно работающий насос ГУР. Это происходит из-за его механического износа, забитого фильтра рабочей жидкости или клапана. Также проблема возникает из-за подскакивающего ремня и износившегося шкива. 

Последствия гидроудара

Резкие перепады давления масла оказывают негативное влияние на все компоненты рулевой системы. 

Что может выйти из строя  

Частые гидравлические удары в рулевой рейке приводят к серьезным поломкам:

  • Разрыв или разгерметизация уплотнительных элементов;
  • Дефект распределительного клапана гидросистемы;
  • Повреждение поршня и направляющих втулок в гидроцилиндре;
  • Появление трещин в трубках подачи масла или корпусе механизма. 

Также гидроудары могут привести и к поломкам насоса ГУР. Владельцу автомобиля придется столкнуться с такими дефектами:

  • Разрыв уплотнителей;
  • Повреждение вала или крыльчатки;
  • Утечка масла. 

Постоянное повышение давления с высокой вероятностью приведет к появлению трещины, через которую будет уходить масло и поступать воздух. Если затянуть с ремонтом, проблема будет только усугубляться. 

Усиленный износ рулевых механизмов

Даже если гидравлические удары проявляются очень редко, они приводят к сильному износу деталей рулевого механизма. Постоянные повышения давления рвут и деформируют сальники и уплотнители, разбивают втулки и приводят к появлению люфта. 

В особо неудачных случаях ломается насос ГУР, его приходится менять на новый или восстановленный. 

Возможные риски для управления автомобилем  

Опасность гидроудара не только в том, что он ускоряет износ и приводит к поломкам рулевой рейки. Существует опасность и для водителя и пассажиров. В том числе:

  • Резкий удар «в руль» может привести к потере управления, что опасно при движении на большой скорости. Также критичны «провалы» в усилении во время маневров на трассе и в аварийных ситуациях.
  • Неожиданный толчок может вырвать руль из рук водителя и испугать его, что также создает аварийную ситуацию. 
  • Если своевременно не диагностировать и не устранить причину гидроудара, рано или поздно рейка полностью выйдет из строя или перестанет работать гидросистема. Это с очень высокой вероятностью приведет к ДТП.

Что такое гидроудар в рулевой рейке

Гидроудар в рулевой рейке — это резкий и непродолжительный скачок давления рабочей жидкости, который оказывает воздействие на весь механизм поворота колес. Он возникает из-за резкого перекрытия потока масла внутри системы. Такое происходит при резком маневрировании, несрабатывании клапана, засорении или завоздушивании системы.

Гидроудар характерен только для систем с классическим гидроусилением (ГУР) или гидроэлектрическим (ЭГУР). В машинах с электроусилением (ЭУР) масло отсутствует, поэтому гидравлический удар возникнуть не может. 

Опасность состоит в том, что такое ударное воздействие повреждает внутренние механизмы и ускоряет износ компонентов рулевого управления. Во время езды из-за толчка водитель может потерять управление, что приведет к аварии. 

Как проявляется гидроудар

Обнаружить гидроудар водитель может по нескольким внешним признакам:

  • Резкий рывок руля, который появляется при проезде через препятствия или повороте колес в крайнее положение;
  • Нестандартная кратковременная вибрация в виде отдельных толчков, которая проявляется даже при прямолинейной езде;
  • Рывки усиления во время вращения руля, особенно при маневрировании во время парковки;
  • Нехарактерные звуки в виде щелчков и хлопков, которые доносятся из-под передних колес;
  • Медленное возвращение руля в начальное положение после совершения поворота. 

Для выяснения причин нестандартной работы автомобиля необходимо обратиться за помощью на станцию технического обслуживания. 

 

Как отличить гидроудар от других неисправностей рулевого управления

Перечисленные в предыдущем разделе внешние симптомы характерны не только для гидроударов в рулевой рейке. Необходимо отличать их от других неисправностей механизма поворота. 

Проявление 

Гидроудар

Другие дефекты

Удар при наезде на неровности

Проявляется почти всегда

Проявляются иногда, но не такие резкие

Толчки при маневрировании

Проявляется почти всегда

При износе компонентов руль может вращаться туго, но без толчков и рывков

Вибрация в движении

Проявляется часто, но не всегда

Проявляются постоянно при неправильном развал-схождении или проблемах с тормозной системой

Посторонние звуки

В виде хлопка или пыха

Только в виде скрипа, скрежета, стука из-за износа шаровых опор

 

Как избавиться от гидроудара

При появлении описанных симптомов лучше обратиться за помощью к квалифицированным мастерам сервис-центра, которые обслуживают рулевое управление. Самостоятельно ремонтировать рейку можно только в том случае, если владелец авто имеет специальное образование и навыки, а также набор необходимых инструментов и приспособлений. 

Правильная прокачка гидросистемы

Чаще всего для устранения гидравлических ударов нужно прокачать гидросистему, чтобы удалить находящийся в ней воздух. Это нужно делать после каждой замены масла для ГУР.

Пошаговая инструкция, как это делать:

  1. Проверить уровень масла в расширительном бачке. Он должен находиться между уровнями МАКС и МИН.
  2. Поднять переднюю часть автомобиля так, чтобы колеса не касались асфальта или пола гаража. Это можно сделать с помощью домкратов. 
  3. Вращать рулевое колесо вправо и влево 15–20 раз для того, чтобы пузырьки воздуха из гидросистемы выходили в расширительный бачок. 
  4. Проверить уровень масла и долить его в случае необходимости. 
  5. Запустить ДВС и вращать руль с работающим гидроусилителем. Если пузырьки продолжают появляться, нужно повторить процедуру сначала. 

После завершения прокачки необходимо протестировать автомобиль на ходу. Если все сделано правильно и других поломок рулевого управления нет, гидроудары рулевой рейки проявляться не будут. 

Замена жидкости на качественную и подходящую

Если проблема связана с маслом в гидросистеме, его нужно полностью слить и заменить на новое. Неподходящая рабочая жидкость постоянно вспенивается и перегревается, из-за чего ее вязкость теряется и появляются гидроудары. 

Использовать нужно только то масло, которое рекомендует производитель авто. Его следует покупать в надежных магазинах, гарантирующих качество товара. Заменять жидкость на новую лучше через каждые 2 года эксплуатации или 50 тыс. км. пробега. 

Если в процессе эксплуатации нужно доливать жидкость в бачок, следует использовать только такое же масло, которое залито в систему. 

Как поменять масло:

  1. Откачать жидкость из расширительного бачка с помощью одноразового шприца.
  2. Демонтировать бачок и трубку, которая идет от рейки, опустить в любую емкость для слива. 
  3. Вращать руль вправо и влево, чтобы выкачать масло из гидросистемы. 
  4. Вставить в трубку, которая идет к насосу, лейку и вливать в нее новое масло. При этом надо вращать руль, чтобы прокачивать жидкость по системе. 
  5. Как только в сливной трубке появится чистое масло, можно прекращать заполнение системы. 
  6. Установить на место расширительный бачок и присоединить к нему шланги. 
  7. Долить масло до уровня между отметками МИН и МАКС и прокачать систему для удаления воздуха. 

Осмотр и ремонт поврежденных компонентов  

Если причина гидроудара в износе или поломке основных компонентов рейки, их необходимо заменить или отремонтировать в специализированный мастерской. Слесари могут восстановить корпус, заменить насос, очистить или заменить фильтры, промыть всю систему. 

В случае серьезных повреждений лучше заменить всю рейку на новую или восстановленную, особенно в том случае, если рулевой механизм отработал как минимум 200 тыс. км пробега. 

Проверка и устранение утечек

Гидроудар может возникать из-за утечки масла. Во-первых, недостаток жидкости приводит к работе насоса под нагрузкой, во-вторых, через трещины и дефекты в систему проникает воздух.

Обнаружить место утечки можно по следам рабочей жидкости. Для их устранения нужно заменить поврежденную деталь или подтянуть хомуты, установить новые уплотнители или трубки для подачи масла. 

Проверка работы насоса и давления

Если все меры по устранению гидроударов выполнены, а они все равно появляются, виновником может быть насос ГУР. Обнаружить неисправность этого узла можно путем измерения давления в системе. Также симптомами являются повышенный шум во время работы ГУР, перегрев масла и отсутствие усиления на руле. 

Мастера на СТО могут отремонтировать насос или заменить его на новый агрегат, в том числе восстановленный. В некоторых случаях проблему вызывает регулятор давления. Его также заменяют при поломке. 

Записаться на диагностику и ремонт рулевой рейки

Профилактика гидроудара

Предотвратить появление гидроудара в системе можно, если соблюдать несколько несложных правил. 

Регулярное обслуживание системы  

Основное требование для поддержания работоспособности автомобиля — своевременное регламентное обслуживание рулевого управления. В него входит:

  • проверка уровня масла в расширительном бачке и его состояния;
  • осмотр трубок и мест соединений на предмет протечек;
  • контроль состояния пыльников;
  • проверка работы насоса ГУР;
  • прокачка системы, особенно если проводился ремонт рейки или заменялось масло. 

Можно приурочить проверку рулевого управления к периодическому ТО, во время которого меняется масло в двигателе. 

Проверка уровня и состояния гидравлической жидкости

Очень важно следить за состоянием гидравлической жидкости. Она должна всегда находиться на уровне между отметками МИН и МАКС. О проблемах с рекой и ГУР говорят такие признаки:

  • почернение или потемнение масла в бачке;
  • характерный запах горелого от гидравлической жидкости;
  • появление пены и пузырьков воздуха. 

Как только обнаружен один из этих признаков, лучше заменить масло и прокачать гидросистему. 

Аккуратная эксплуатация автомобиля

Представленные ниже советы помогут избежать появления гидроударов и продлить срок эксплуатации рейки:

  • При маневрировании не нужно удерживать колеса в крайних положения дольше необходимого. В этом случае давление в системе будет максимальным, что негативно влияет на насос. 
  • Не нужно сразу поворачивать колеса после длительной стоянки в холодное время года. Лучше дождаться, пока система прогреется и масло станет менее вязким.
  • Следует аккуратно переезжать через препятствия, чтобы избежать механического повреждения рулевой рейки. 

Использование только рекомендованных производителем материалов

Для продления срока службы и сохранения надежности рейки важно строго придерживаться рекомендаций производителя относительно запасных частей и, особенно, рабочей жидкости ГУР: 

  • Необходимо заливать только рекомендованное масло, спецификация которого обычно указана на бачке;
  • Нельзя использовать универсальные варианты, так как они могут иметь не ту вязкость;
  • Запрещено смешивать масла разных типов и производителей при доливке.

Чем гидроудар опасен для рулевой рейки?

Резкое повышение давления в системе может привести к выходу из строя уплотнителей, втулок и других деталей рулевого механизма, что приведет к утечке масла, люфту и проблемам с управлением машиной. 

Заключение

Гидравлический удар в рулевой рейке — опасное явление, которое значительно ускоряет износ и повышает опасность езды. Как только водитель обнаружит признаки проблемы, ему необходимо обратиться в сервис-центр для устранения дефектов. Самостоятельно отремонтировать рейку невозможно без специальных инструментов и опыта в этой сфере. 

Рейтинг в яндексе