Авторебус - Ремонт рулевой рейки
г.Москва ул.Адмирала
Корнилова, вл1, бокс № М46-М47

Работаем с 9-00 до 20-00 ежедневно без выходных

Рулевые рейки с ГУР установлены на многих современных автомобилях, чтобы облегчить повороты колес, особенно на месте и при движении на малых скоростях. Они имеют относительно простую конструкцию и не нуждаются в большом количестве электроники в сравнении с ЭУР. Надежные механизмы работают 100+ тыс. км пробега, но время от времени выходят из строя из-за износа, неправильного обслуживания, механических повреждений, загрязненного масла. 

В этой статье разберемся, что из себя представляет рулевая рейка с ГУР, почему она ломается и как это проявляется внешне. Отдельно остановимся на том, можно ли отремонтировать рейку самому без обращения на СТО.

Устройство рулевой рейки с ГУР

В рулевой рейке с гидроусилителем используется механическая передача усилия от руля к колесам, а также гидроцилиндр, который создает дополнительное усилие и облегчает управление. Рассмотрим подробнее, из чего состоит механизм. 

Основные компоненты системы

Поворотный механизм с ГУР состоит из таких элементов:

  • Рейка — длинная металлическая деталь с зубьями, которая перемещается вправо и влево и двигает в ту же сторону колеса автомобиля, с которыми соединена через тяги.
  • Передаточный механизм — зубчатое колесо на рулевом валу, сцепленное с зубчиками рейки. При вращении руля оно крутится и передает это движение продольному элементу. 
  • Корпус рейки — используется для размещения всех элементов поворотного механизма, в том числе гидроцилиндра. 
  • Гидравлический цилиндр — встроен в корпус, состоит из двух полуцилиндров, разделенных поршнем. Он может перемещаться вправо и влево под действием давления масла. 
  • Насос ГУР — нужен для создания давления рабочей жидкости в гидросистеме и подачи ее в цилиндр при повороте руля. 
  • Гидрораспределитель — механизм, который распределяет потоки масла между нейтральным контуром, правым и левым гидроцилиндром в зависимости от положения руля. 
  • Шланги, сальники, уплотнители — дополнительные элементы, которые необходимы для подачи масла и отвода жидкости, а также защиты механизмов от грязи, пыли, воды.
  • Бачок ГУР — резервуар для хранения масла и компенсации расширения объема жидкости при нагреве. 

Кратко о принципе работы

Алгоритм работы рулевой рейки с гидроусилителем руля достаточно простой:

  1. Водитель вращает рулевое колесо. Крутящийся вал передает это движение шестерне, которая вращается и двигает в нужном направлении рейку. 
  2. При вращении вала рулевого колеса начинает работать и распределительный механизм, который направляет поток масла в полуцилиндр. 
  3. Рабочая жидкость под давлением двигает поршень и толкает шток в нужном направлении. Он соединен с рейкой и облегчает перемещение колес за счет гидравлической энергии. 
  4. Насос ГУР работает постоянно за счет отбора мощности от двигателя или собственного электромотора (ЭГУР). Во время прямолинейного движения масло циркулирует «без нагрузки».

ГУР — замкнутая система, в которой рабочая жидкость циркулирует по кругу через шланги высокого давления и обратного потока.

ремонт рулевого управления с ГУР

ремонт ГУР

Основные признаки неисправности рулевой рейки с ГУР

Производители заботятся о надежности рулевых реек, так как от них зависит безопасность езды. Однако поворотные механизмы и ГУР все же выходят из строя из-за износа и повреждений. Чаще всего это происходит из-за слишком интенсивной эксплуатации или нарушения правил регламентного обслуживания. 

Симптомы поломки

Рассмотрим внешние признаки, которые свидетельствуют о неисправности рулевого механизма:

  • Шумы при повороте руля — проявляются в виде скрежета, стука, воя, скрипа. Могут быть вызваны износом передаточного механизма или втулок, завоздушивания магистралей ГУР или недостатком масла в гидросистеме. 
  • Утечка рабочей жидкости — видна в виде пятен под передней частью машины после стоянки, проблему можно определить по снижению уровня жидкости или слишком интенсивной работе насоса. Протечки возникают из-за поврежденных шлангов или корпуса рейки или вышедших из строя уплотнителей. 
  • Люфт руля — его можно почувствовать по «болтанию» рулевого колеса и вращению без одновременной реакции колес. Автомобиль может уводить с прямой траектории. Возникает из-за повреждения тяг или наконечников, износа втулок или зубцов передаточного механизма. 
  • Отсутствие или неравномерное усиление — водителю тяжело крутить руль, усиление меняется по мере вращения. Это говорит о поломке насоса ГУР, попадании воздуха в масло, засорении клапанов или повреждении поршня.
  • Увод автомобиля — транспортное средство не может поддерживать прямую траекторию движения, все время нужно корректировать положение рулем. Происходит из-за неравномерного давления масла в системе или механических повреждений рулевого механизма. 
  • Вибрации — при движении по дороге или во время торможения ощущается дрожь рулевого колеса, которая может усиливаться при наборе скорости. Возникает из-за люфта механизмов или износа механических компонентов. 

Перечисленные признаки могут проявляться по отдельности или вместе. При их обнаружении следует как можно быстрее обратиться в сервис-центр для диагностики.

Причины появления неисправностей

Остановимся подробнее на том, что именно приводит к выходу рулевой рейки и/или механизма гидроусиления из строя. 

  • Естественный износ — постепенно подвижные детали, которые находятся в зацеплении, изнашиваются. Увеличивается люфт между ними, что приводит к повышению нагрузки и возникновению вибраций. Срок службы рейки сокращается при агрессивной езде. 
  • Некачественная жидкость ГУР — рейка ломается, если заливать в систему неправильное или низкокачественное масло, не следить за его уровнем, не менять по мере потери свойств или загрязнения. Особенно опасны посторонние абразивы в рабочей жидкости. 
  • Попадание пыли, грязи и воды — это происходит из-за повреждения или износа пыльников, сальников, других уплотнителей. Жидкость и абразивы ускоряют износ металлических деталей и вызывают их коррозию. 
  • Неправильная эксплуатация автомобиля — поломки возникают, если водитель часто наезжает на препятствия на большой скорости, долго удерживает колеса в крайних положениях, не следит за уровнем масла в бачке и пренебрегает рекомендованным регламентным обслуживанием. 

От исправности рулевой рейки с ГУР зависит безопасность езды, поэтому рекомендуется постоянно контролировать исправность механизма. Желательно делать хотя бы визуальную диагностику при каждом заезде на очередное ТО для замены масла в ДВС.

ремонт рулевого управления с ГУР

ремонт ГУР

Диагностика проблем рулевой рейки с ГУР

Точно определить неисправность рулевой рейки и выявить причину дефекта может только мастер сервис-центра на основе своих знаний и с помощью диагностических инструментов. Однако небольшую диагностику можно провести и самому. 

Как самостоятельно определить возможные неисправности

Что может сделать водитель машины без обращения на СТО:

  • Проверить уровень масла в расширительном бачке и оценить состояние рабочей жидкости. Он должен находиться между отметками МИН и МАКС, а само масло не иметь постороннего запаха и мелких частиц.
  • Понаблюдать за поведением рулевого колеса, оценить люфт, вибрацию во время езды и при маневрировании на месте;
  • Осмотреть подкапотное пространство и пространство под днищем автомобиля на предмет пятен и подтеков масла из системы ГУР. Они также могут находиться в районе пыльников, патрубков шлангов;
  • Послушать, не издает ли механизм поворота посторонние звуки при вращении руля и проезде через препятствия;
  • Оценить, насколько хорошо машина держит траекторию, не уводило ли ее в сторону при езде.

Обязательно стоит обратиться в сервисный центр по обслуживанию автомобилей в следующих случаях:

  • уровень масла в бачке падает постоянно, но следов утечки нигде не видно;
  • руль вращается очень туго и время от времени заедает;
  • появился сильный люфт рулевого колеса;
  • слышны характерные металлические звуки или удары в районе рейки;
  • машину постоянно сильно уводит в сторону;
  • появился «горелый» запах. 

Чем быстрее выявить и устранить поломку, тем меньший ущерб она причинит и тем меньше денег владелец авто потратит на ремонт. 

Специалисты по обслуживанию машин на СТО сначала делают осмотр механизма и определяют состояние пыльников, уплотнителей, ищут следы утечек. Также они проверяют давление в системе ГУР, которое создает насос. Если оно недостаточное, рабочая жидкость где-то подтекает. 

Полностью проверить исправность рулевого управления можно на стенде, где легче обнаружить люфты, заедания и неравномерное усиление. В современных машинах для диагностики может использоваться компьютер.

Записаться на диагностику и ремонт рулевой рейки

Варианты ремонта рулевой рейки с ГУР

Теоретически ремонтировать рулевую рейку с гидроусилителем можно и самостоятельно, и на станции техобслуживания. Самому проводить диагностику и устранять неисправности можно только в том случае, если у владельца есть необходимый опыт и знания, а также нужные инструменты и подъемник или яма. 

Что можно выполнить самостоятельно:

  • Заменить пыльники на рулевой рейке в случае их повреждения, чтобы предотвратить попадание масла в корпус;
  • Установить новые рулевые тяги и наконечники, чтобы уменьшить люфт. Но при этом нужно будет регулировать развал-схождение колес на стенде. 
  • Долить или заменить масло в ГУР. Это нужно сделать по мере износа или при загрязнении, помутнении, появлении горелого запаха. 
  • Протянуть крепления рейки. Для этого понадобится динамометрический ключ, чтобы закручивать болты с усилием, указанным в технической документации. 

Все остальные работы, особенно разборку рейки, нужно доверять только профессионалам. Вручную это сделать не получится. 

При обращении на СТО мастера выполнят ремонт согласно регламентам производителей. 

Он состоит из следующих этапов:

  1. Диагностика рейки. Техники оценивают состояние механизма и демонтируют его с автомобиля для обслуживания. 
  2. Разборка и дефектовка. Корпус аккуратно вскрывают, чтобы не повредить его и оценивают состояние втулок, передаточного узла, герметичность гидроцилиндра и исправность других компонентов. 
  3. Замена деталей. Поврежденные и изношенные компоненты меняют на новые. Нужно использовать только оригинальные и сертифицированные детали, чтобы сохранить начальные характеристики механизма. 
  4. Сборка и проверка. Мастера собирают рулевой механизм и проверяют гидросистему на стенде, который может создавать нужное давление масла. Техники проверяют корпус на наличие утечек.

После такого ремонта владелец машины получает гарантию на услуги и детали. Он будет уверен, что рулевой механизм работает исправно и не выйдет из строя при езде. 

Во время ремонта или обслуживания рейки могут заменить такие детали:

  • Манжеты и сальники — они отвечают за герметичность системы и предотвращают подтекания;
  • Пыльники — наличие дефектов не позволит защитить рейку от попадания внутрь грязи и пыли;
  • Втулки и подшипники — меняются при выходе из строя или износе, чтобы устранить люфт;
  • Рулевые тяги и наконечники — устанавливают новые в случае выявления посторонних звуков или люфта;
  • Шланги ГУР — их меняют при обнаружении износа и повреждений;
  • Масло ГУР — меняют обязательно при любом капитальном ремонте рулевого управления. 

Не стоит использовать дешевые аналоги, чтобы сократить стоимость ремонта. Несертифицированные запчасти и расходники могут сильно уменьшить надежность рейки и сократить срок ее службы.

ремонт рулевого управления с ГУР

ремонт ГУР

Профилактика и продление срока службы рулевой рейки

Для продления времени эксплуатации рулевого механизма с гидроусилителем необходимо придерживаться таких советов:

  • Регулярно меняйте рабочую жидкость в системе гидроусиления и фильтры для нее. Делать это нужно каждые 40-60 тыс. км пробега или при потере маслом своих смазывающих свойств. 
  • Используйте только качественные комплектующие и расходники, заливайте рекомендованное масло в гидросистему. Дешевые аналоги могут привести к поломке и снизить надежность эксплуатации. 
  • Аккуратно водите машину. Особенно пагубно на рейке сказываются резкие удары по подвеске при проезде ям и бордюров, а также длительные удержания руля в крайних положениях. 
  • Своевременно заезжайте на обслуживание и диагностируйте состояние рейки во время плановых технических осмотров. 

На что обратить внимание после ремонта

После ремонта и обслуживания рулевой рейки необходимо обращать внимание на такие моменты:

  • Герметичность — проверьте, нет ли подтеков масла в местах установки новых пыльников, возле патрубков шлангов, на корпусе. Масло в бачке должно находиться примерно на одном уровне. 
  • Корректность рулевого управления — руль должен вращаться мягко и равномерно по всей окружности, без рывков, заклиниваний, люфта, закусываний и вибрации.
  • Посторонние звуки — слушайте работу рулевого механизма при поворотах и проезде через препятствия. Не должно быть слышно скрипов, скрежета и стуков, а также гула насоса, который работает под повышенной нагрузкой.

Заключение

Рулевая рейка с ГУР ломается относительно редко, однако при обнаружении малейших признаков неисправности необходимо обратиться на СТО для диагностики и ремонта. Самостоятельно владелец авто может устранить только мелкие дефекты, а серьезные поломки ремонтируют только с помощью специального оборудования. 

Регулярно обслуживайте ГУР и аккуратно эксплуатируйте машину, чтобы избежать поломок и дорогостоящего ремонта. А в случае необходимости — обращайтесь только в надежные СТО, которые дают гарантию на свою работу.

Рейтинг в яндексе