Содержание:
Поломка насоса ГУР выводит из строя все рулевое управление автомобиля. Водитель не может маневрировать на дороге и удерживать прямую траекторию, так как давления масла в системе будет недостаточно для перемещения поршня в рулевой рейке. Это может привести к созданию аварийной обстановки, причинить ущерб другим участникам движения. При появлении малейших признаков неисправности необходимо пройти диагностику и устранить обнаруженные дефекты.
В этой статье рассмотрим признаки неисправности насоса ГУР и причины их появления, а также порядок ремонта и профилактики этого агрегата.
Диагностировать поломку рулевого управления могут только квалифицированные автомеханики. Но о частичном износе или дефекте насоса гидроусилителя говорят внешние признаки, которые легко обнаружит владелец авто. Разберем их подробнее.
Характерным признаком поломки будут посторонние звуки, которые появляются при вращении руля, особенно при повороте колес в крайнее левое или правое положение.
Сильный шум при работе насоса чаще всего обусловлен недостаточным уровнем гидравлической жидкости или загрязненным фильтром. Также гул вызывают изношенные подшипники вала или попадание пузырьков воздуха в масло.
В насосах ГУР, которые отбирают мощность у ДВС, иногда возникает свист. Его вызывает недостаточно натянутый или сильно изношенный ремень, который проскальзывает на шкивах.
Насос может сломаться из-за недостаточного количества масла в системе. Эта проблема возникает по причине негерметичности системы, например, прорыве трубок или неплотно надетых шлангах на патрубках.
Обнаружить утечки можно по пятнам масла, которые остаются на асфальте после стоянки автомобиля. Также следы рабочей жидкости хорошо заметны под капотом на частях гидравлической системы, например, на поверхности трубочек.
Падение уровня масла можно обнаружить по отметке на расширительном бачке. Если владельцу машины приходится постоянно доливать его, это говорит об утечке жидкости. Нужно обнаружить место подтекания и восстановить герметичность.
Из-за плохо работающего насоса вся гидравлическая система будет работать неправильно. Это проявляется в повышенном усилии, которое нужно прилагать для вращения рулевого колеса. Также оно может вращаться рывками.
Такое происходит, если износилась или повредилась крыльчатка насоса, засорились трубки для подачи газа или в масле появились пузырьки воздуха. Также недостаточное усиление может быть связано с использованием неправильной гидрожидкости, например, когда она становится вязкой зимой.
Следующий характерный признак — вибрация, которая передается на рулевое колесо. Если водитель чувствует дрожание руля, это может быть признаком износа компонентов насоса. Он подает жидкость с непостоянным давлением, из-за чего рулевое управление работает неправильно.
Появление даже одного признака из перечисленных требует немедленной диагностики. Водителю нужно как можно быстрее посетить сервисный центр по обслуживанию авто. Ездить с неисправным рулевым управлением крайне опасно.
Насос гидроусилителя руля — надежный агрегат, рассчитанный на интенсивную эксплуатацию. Выйти из строя он может по нескольким причинам, которые мы рассмотрим далее.
На работоспособность насоса напрямую влияет рабочая жидкость, которая циркулирует между ним и поршнем рулевой рейки. Она передает создаваемое гидравлическое усилие, которое поворачивает колеса.
Проблемы могут быть связаны с несколькими факторами:
Сильнее всего масло изнашивается, если автомобиль постоянно эксплуатируется в городе. Жидкость все время перегревается и быстрее теряет свои свойства, поэтому заменять ее нужно чаще.
Вывести насос из строя может мусор в гидросистеме. В процессе эксплуатации в масле может оказаться стружка или металлическая пыль, которая влияет на работу клапанов и крыльчатки. Посторонние предметы задерживает фильтр, поэтому водителю нужно всегда следить за его чистотой и своевременно заменять этот элемент.
Также причиной поломки может быть вода, которая попадает в гидравлическое масло. Это происходит чаще всего вследствие неквалифицированной замены рабочей жидкости. Вода окисляет металлические детали, ржавчина заклинивает подвижные детали, из-за чего насос выходит из строя.
Даже если постоянно следить за гидросистемой и своевременно менять эмульсию в гидросистеме, насос со временем сломается по причине естественного износа компонентов. По мере эксплуатации теряют свои характеристики лопасти, крыльчатки и подшипники, появляется люфт. В результате насос не может создавать нужное давление и нуждается в ремонте или замене.
В процессе эксплуатации нужно следить за целостностью прокладок и уплотнителей. Они могут изнашиваться или растрескиваться из-за пересыхания, перепадов температур и длительной эксплуатации. Также проблема может возникнуть из-за повреждения некачественным маслом или появлением дефекта при неправильной установке.
Если повреждены сальники, масло из системы будет постоянно подтекать. Это отражается и на насосе, которому приходится работать под повышенной нагрузкой.
Обратите внимание, что насос редко ломается внезапно. Можно своевременно заметить признаки проблемы и починить агрегат. Чем раньше обратиться за помощью на СТО, тем меньше денег потребуется на его восстановление.
Водитель автомобиля может продлить срок эксплуатации насоса ГУР и избежать поломок, если будет придерживаться несложных правил профилактики.
Систему гидроусиления рулевого управления нужно регулярно обслуживать и заменять в ней масло. Срок службы рабочей жидкости указан в технической документации к автомобилю. Как правило, ее меняют раз в 40–50 тыс. км пробега или раз в два года, если машину эксплуатируют не интенсивно.
Замена может понадобиться раньше, если гидроэмульсия потеряла свои свойства. Например, стала слишком грязной, черной, в ней присутствуют посторонние включения. Если этого не сделать, агрессивные соединения в жидкости будут разъедать прокладки и приведут к коррозии внутренних деталей насоса.
Перед заливкой нового масла лучше промыть гидросистему специальными жидкостями. Особенно, если слитая эмульсия имела очень темный оттенок, на дне образовался осадок или ощущается непривычный запах.
В процессе заправки нужно следить, чтобы уровень жидкости находился между отметками на расширительном бачке. Недостаточное количество эмульсии приведет к кавитации, которая может повредить насос ГУР.
Заливать в гидросистему ГУР нужно только правильное масло, рекомендованное производителем. В технической документации к машине обычно указаны характеристики рабочей жидкости. Ни в коем случае нельзя экономить и заменять эмульсию на дешевые аналоги. Они могут изменять вязкость при нагреве или охлаждении, пениться и окислять внутренние компоненты насоса.
Также специалисты не рекомендуют доливать масло другого производителя в систему при утечках. Они могут быть несовместимы друг с другом.
В процессе эксплуатации необходимо постоянно следить за состоянием гидравлической эмульсии. Ее уровень должен находиться между минимальной и максимальной отметками на расширительном бачке. Контролировать уровень нужно до запуска мотора, пока масло еще не нагрелось. Проверять рабочую жидкость нужно как минимум раз в месяц.
Обращайте внимание на состояние масла. Оно должно быть красноватым и достаточно светлым. Потемнение говорит о каких-то проблемах с системой гидроусиления, например, о перегреве масла в процессе эксплуатации машины.
Также следует проверить, нет ли в жидкости воздушных пузырьков. Их наличие говорит о завоздушивании из-за неплотных соединений или износившихся трубок высокого давления. Возможно, проблема связана с неплотными хомутами, которые обжимают трубки на патрубках.
Для обнаружения протечек масла нужно постоянно инспектировать состояние системы гидроусиления руля. Потеря герметичности проявляется в виде капель, подтеков или брызг рабочей жидкости. Если течь большая, масло будет капать на асфальт и оставлять характерные пятна под моторным отсеком. Они хорошо видны после длительной стоянки.
В процессе визуального осмотра нужно обращать внимание на состояние ремня, который соединяет вал насоса ГУР со шкивом двигателя внутреннего сгорания. Он не должен иметь трещин и других признаков износа. Важно контролировать его натяжение. Если ремень ослаблен, он будет тереться о шкивы, издавать неприятный свист и создавать большую нагрузку на насос.
Еще один способ диагностики — проверка вала на люфт. Для этого нужно при неработающем двигателе рукой пошатать его за шкив. Если ощущается небольшое смещение, нужен ремонт. Чаще всего такое происходит из-за износа подшипников.
Ремонтировать насос нужно только в специализированной мастерской у квалифицированных слесарей. Они имеют для этого необходимое оборудование, инструменты и запасные части.
Техники на СТО действуют в такой последовательности:
Последний этап — тестирование работоспособности рулевого управления во время тестового выезда на автомобиле. Если ремонт проводили в мастерской, компания выдаст гарантию на проделанные работы и использованные компоненты.
Водитель может продлить срок эксплуатации насоса и избежать частых ремонтов, если будет придерживаться нескольких советов:
В процессе эксплуатации автомобиля специалисты рекомендуют избегать резких поворотов руля, особенно при маневрировании на месте. Такие движения создают сильную нагрузку на насос, что может привести к его быстрому износу.
Самостоятельно ремонтировать насос ГУР крайне не рекомендуется. Отсутствие опыта, инструментов и специальных знаний может привести к полному выходу устройства из строя. Придется покупать новый агрегат, что обойдется дороже его ремонта.
Неопытные «мастера» часто совершают такие типичные ошибки:
Также может возникнуть проблема из-за неправильной диагностики. Например, во время ремонта заменили одни запчасти, а другие изношенные компоненты остались. Из-за этого насос ГУР все равно будет работать неправильно.
Насос гидроусилителя руля — основной компонент рулевой системы автомобиля, от которого зависит безопасность езды. Сразу после обнаружения малейших признаков дефекта необходимо обратиться на СТО для диагностики и квалифицированного ремонта.
Самостоятельно устранять неисправности крайне не рекомендуется, так как неквалифицированное вмешательство может полностью вывести агрегат из строя. Но владелец авто может увеличить срок эксплуатации механизма и избежать поломок, если будет придерживаться советов по профилактике.