Авторебус - Ремонт рулевой рейки
г.Москва ул.Адмирала
Корнилова, вл1, бокс № М46-М47

Работаем с 9-00 до 20-00 ежедневно без выходных

Кольцевая выработка рулевой рейки — опасный дефект, который по мере развития может привести к потере управляемости автомобилем. Проблема состоит в том, что это повреждение проявляется постепенно и практически незаметно, но может стать причиной серьезных ДТП. Как только водитель заметил признаки поломки, необходимо как можно быстрее обратиться на СТО для диагностики и ремонта. 

В этой статье мы разберем подробнее, как проявляется выработка, почему она возникает и как устранить повреждение рулевой рейки без ее замены на новую дорогую деталь.

Что такое кольцевая выработка корпуса рулевой рейки

Под кольцевой выработкой механики понимают износ корпуса внутри рулевой рейки. Внешне эти дефекты выглядят как круговые канавки или борозды. Они появляются из-за постоянного трения во время перемещения втулки или штока. 

По мере эксплуатации рулевого механизма кольцевая выработка увеличивается от нескольких микрон до хорошо видимых борозд, которые приведут к потере герметичности, коррозии штока, чрезмерным люфтам и другим неприятностям. 

Если в процессе эксплуатации или очередной диагностики будет обнаружена кольцевая выработка рейки, необходимо как можно быстрее устранить износ гильзовкой или установить новый рулевой механизм.

ремонт рулевой рейки

Причины появления кольцевой выработки

Появление выработки — нестандартная ситуация, не предусмотренная конструкторами механизма поворота колес. Дефект у автомобилей появляется по нескольким причинам:

  • Естественный износ — выработка внутри корпуса появляется по мере эксплуатации автомобиля при большом пробеге. Для увеличения срока службы необходимо соблюдать правила регламентного обслуживания поворотного механизма. 
  • Отсутствие смазки и грязь — внутрь рейки может попасть песок, пыль и другие абразивы, которые повреждают металл. Они особенно опасны, если движущиеся части недостаточно смазываются. 
  • Износ или низкое качество уплотнителей — неэластичные или потрескавшиеся сальники могут привести к потере центровки штоком, из-за чего в образовавшиеся щели попадает влага и абразивы. В результате корпус ржавеет, на нем быстрее появляются борозды. 
  • Неправильный ремонт рейки — кольцевая выработка может появиться, если в процессе ремонта рулевого управления механики нарушили порядок сборки механизма, не нанесли смазку, допустили перекосы, перетянули или не дотянули винты. 

Полностью избежать выработки невозможно, но ее можно замедлить, если своевременно проходить диагностику и устранять обнаруженные во время проверки поломки.

Последствия кольцевой выработки

Появление кольцевых борозд на внутренней поверхности корпуса рейки может привести к следующим неприятным последствиям:

  • Утечки жидкости — дефекты приводят к потере герметичности гидросистемы, из-за которых ГУР теряет масло и тоже выходит из строя. 
  • Снижение управляемости — в механизме поворота колес появляются люфты, а ГУР начинает работать неравномерно, что влияет на безопасность езды. 
  • Увеличенный износ — дефекты приводят к неправильному распределению нагрузки на другие детали. Из-за кольцевого износа быстрее ломаются втулки, сальники, а иногда и рулевые тяги, что сильно увеличивает стоимость ремонта. 
  • Появление посторонних звуков — во время трения и из-за люфта появляются шумы, стуки и скрежет, рулевое управление может выйти из строя во время движения авто, что опасно. 

Чем дольше оставлять без внимания кольцевую выработку, тем сложнее и дороже будет ремонт автомобиля в будущемдиагностика рулевой рейки.

ремонт рулевой рейки

Методы диагностики и обнаружения кольцевой выработки

Так как борозды находятся внутри рулевой рейки, обнаружить их не так просто. Специалисты по рулевому управлению используют для диагностики несколько методов:

  • Осмотр — визуально обнаружить выработку можно только при разборке рейки. Но внешне этот дефект может проявляться в виде подтеков масла из-под уплотнителей, увеличения люфта руля, неравномерного усиления при вращении рулевого колеса. 
  • Измерение — для оценки степени износа можно использовать микрометры, которые способны измерить микронные отклонения от нормы. 

Водитель самостоятельно может определить возможный кольцевой износ по посторонним шумам и стукам в районе передних колес, увеличении люфта руля и его периодическом закусывании.

Особенности и этапы гильзовки корпуса рулевой рейки

Устранить кольцевую выработку рулевой рейки можно с помощью гильзовки. Суть этого способа заключается в изготовлении и установке в корпус металлической втулки. Она закрывает поврежденную поверхность и восстанавливает начальную геометрию. 

К этому способу прибегают, когда слишком большая глубина канавок не позволяет устранить их простым шлифованием. Благодаря гильзовке можно значительно сэкономить на ремонте и не покупать новую или полностью восстановленную рейку. 

Особенности гильзовки:

  • Втулку в корпус делают индивидуально под каждую рейку с учетом размера корпуса и штока гидроцилиндра;
  • Для повышения прочности и предотвращения износа гильзу изготавливают из бронзы или закаленной стали;
  • Ввиду высокой точности работ выполнить такой ремонт самостоятельно невозможно, необходимо обращаться на СТО к специалистам с высокоточным токарным оборудованием. 

Если качественно отремонтировать рейку, ресурс рулевого механизма значительно увеличится. По надежности восстановленный механизм практически не будет уступать новому. 

Процедура гильзовки включает в себя такие этапы:

  1. Разборка и диагностика рейки. Сотрудники СТО разбирают механизм и замеряют глубину борозд кольцевой выработки, а также оценивают общее состояние корпуса.

Записаться на диагностику и ремонт рулевой рейки

  1. Расточка. Место, где находится дефект, растачивают, чтобы удалить повреждение и подготовить под установку втулки. 
  2. Изготовление гильзы. Деталь делают строго под конкретную рулевую рейку с точность до микрон. 
  3. Установка. Гильзовка корпуса производится с помощью специальных инструментов, после чего отремонтированный участок доводят до нужного диаметра на станке и шлифуют.

Сборка и проверка. На последнем этапе рейку собирают, тестируют на стенде и проверяют автомобиль на ходу. Параллельно обычно меняют втулки, уплотняющие прокладки, сальники.

ремонт рулевой рейкидиагностика рулевой рейки

Преимущества и недостатки гильзовки по сравнению с заменой рейки

Ремонт рулевой рейки с помощью гильзовки имеет такие преимущества:

  • Стоимость обслуживания будет намного меньше покупки новой оригинальной или сертифицированной рейки, особенно когда речь идет про редкие и дорогие автомобили. 
  • Сохранение оригинальной детали. Владелец авто получает обратно тот же механизм, который легко ставится на место без дополнительной доводки и адаптации.
  • Срок эксплуатации качественно отремонтированной рейки будет не меньшим, чем время службы новой детали. 

Минус в том, что делать и устанавливать гильзу могут только квалифицированные слесари на специальном токарном или фрезерном станке. Если ошибиться на доли миллиметра, все равно появится люфт, вибрации или протечки масла. Далеко не все СТО берутся за такую работу. 

Еще один недостаток в том, что гильзовка возможна только для целых корпусов реек. Если он сильно поврежден или деформирован, придется менять весь узел, втулка не сможет устранить неисправности.

Профилактика кольцевой выработки

Для предотвращения быстрого износа водитель должен придерживаться нескольких простых советов:

  • Постоянно проверять целостность пыльников. Разрывы и другие дефекты в них приводят к попаданию влаги внутрь механизма. Поврежденные пыльники необходимо сразу менять. 
  • Следить за уровнем гидравлической жидкости. Недостаток масла приводит к повышенному трению и появлению износа в механизме. 
  • Не подвергать рулевую рейку ударам. Очень нежелательно резко наезжать на бордюры, ямы и лежачих полицейских, а также резко маневрировать во время движения авто. 

Важно менять гидравлическую жидкость согласно регламенту обслуживания авто и при ее замене промывать систему, чтобы удалить абразивные частицы. При появлении признаков неисправности нужно сразу заезжать на диагностику. 

Проверять рейку нужно при каждом ТО, а после ремонта рулевого управления следует обязательно настроить развал-схождение колес. 

Заключение

Кольцевая выработка в рулевой рейке — опасный дефект, который можно устранить методом гильзовки. Обращаться к специалистам нужно при обнаружении первых признаков поломки в виде посторонних звуков, появлении протечек или люфта руля. Вовремя установленная гильза позволит избежать полной замены рейки и сэкономить на ремонте без ухудшения его качества.

Рейтинг в яндексе