Содержание:
Рулевая рейка обеспечивает управляемость автомобиля на дороге. От ее технического состояния зависит безопасность движения — точность реагирования на действия водителя, поддержание прямолинейной траектории, скорость отклика транспортного средства в критической ситуации. Даже небольшие дефекты могут стать причиной ДТП с тяжелыми последствиями.
Владелец машины должен постоянно следить за состоянием механизма поворота колес, чтобы своевременно обнаруживать поломки и устранять их. В этой статье разберемся, как проверить рулевую рейку и где это нужно делать.
Рулевая рейка — это узел, который связывает рулевое колесо с колесами. Установленная в корпусе зубчатая рейка вместе с шестерней на рулевой колонке преобразуют вращательное движение в поступательное. Она реагирует на действия водителя и поворачивает колеса на нужный угол для маневрирования.
Стандартная рейка состоит из нескольких деталей:
В современных автомобилях используют рейки с гидравлическим или электрическим усилением, которые облегчают управление машиной. Их устройство сложнее, поэтому они требуют более тщательного ухода и диагностики на специализированных СТО.


Производители машин разрабатывают и производят надежные рейки, рассчитанные на длительный срок эксплуатации. Но из-за особенностей работы и места расположения на машине они нередко выходят из строя чаще и быстрее, чем это предусмотрено техническими регламентами.
О поломке рулевой рейки в машине говорят такие внешние симптомы:
Как только водитель обнаружит признаки неправильной работы рейки, следует как можно быстрее обратиться в сервис-центр для их устранения.
В противном случае можно столкнуться с такими негативными последствиями:
В худшем случае произойдет полный отказ рулевого управления. Если это произойдет во время движения, машина станет причиной серьезного ДТП. Затраты на своевременную диагностику и ремонт будут намного меньшими, чем размер ущерба после аварии.
Рулевое управление автомобиля, несмотря на надежность, может выйти из строя в процессе эксплуатации машины по следующим причинам:
В зависимости от марки и модели машины срок службы рейки достигает 100–250 тыс. км. Однако механизм поворота может выйти из строя раньше, если автомобиль часто ездит по плохим дорогам, водитель предпочитает агрессивное управление. Также проблемой может стать климат. На детали негативно влияет низкая температура, антигололедные реагенты, повышенная влажность.
Наиболее важно своевременно обслуживать рейку, менять смазочную жидкость, уплотнители, гидравлическую эмульсию.


Проверка состояния рулевой рейки состоит из нескольких этапов, часть из которых можно сделать самостоятельно, а остальные — с помощью мастеров СТО.
Задача этого этапа — обнаружить механические повреждения деталей, течь жидкости ГУР или ослабленный крепеж. Осматривать рейку лучше всего на подъемнике, яме или эстакаде.
На что нужно обратить внимание:
Также нужно обратить внимание на дополнительные признаки поломок, например, следы касания покрышками кузова, неравномерный износ шин, отклонение руля от нейтрального положения, когда колеса расположены прямо.
Если рейка оборудована классическим или электрическим гидроусилителем, необходимо проверить уровень масла в бачке, а также отсутствие пены и «эмульсии». Жидкость должна иметь красноватый или зеленоватый цвет (зависит от типа) без посторонних включений.
Обнаружить протечки чаще всего можно в таких местах:
Лучше всего протереть подозрительные места и обезжирить их, затем завести машину и покрутить руль до крайних положений. В этом случае давление повысится и в дефектных местах выступит свежее масло.
Обратите внимание, что моторное масло отличается от ГУР большей густотой, а при утечке антифриза остаются кристаллические среды. Это помогает отличить один дефект от другого.
Это основной этап диагностики. Во время проверки специалист может отличить одну поломку от другой и определить порядок ремонта.
Рассмотрим подробнее:
Точнее можно определить уже после разборки рейки и оценки состояния деталей.
На современных автомобилях оценить состояние рулевого механизма можно с помощью компьютерной диагностики. Специальный компьютер считывает DTC и определяет параметры работы в реальном времени. Затем сравнивает их с регламентными значениями и сигнализирует о неисправности.
Рейки с ГУР можно диагностировать с помощью манометров и специальных стендов, которые измеряют давление в системе.
Самостоятельно можно оценивать состояние рейки только визуально. Например, осмотреть пыльники и хомуты, проконтролировать состояние рабочей жидкости и ее уровень в бачке, оценить свободный ход руля, посмотреть на износ шин.
Но необходимо как можно быстрее обратиться в сервис при обнаружении таких признаков:
Если владелец машины обнаружил неисправность и диагностика подтвердила дефект, есть два способа устранить проблему:
Чаще всего к замене прибегают владельцы реек с ЭГУР или ЭУР, так как в этом случае установка новых механизмов экономически целесообразнее ремонта отдельных компонентов.
Для предотвращения поломок и продления срока службы рулевой рейки специалисты советуют придерживаться таких правил:
Важно обращаться в сервис сразу, как только будут обнаружены симптомы дефекта или износа. Чем раньше это сделать, тем меньшим будет ущерб и тем дешевле обойдется обслуживание.
Водитель должен самостоятельно проверять состояние рейки. Для этого необходимо:
Рулевая рейка напрямую влияет на безопасность движения, поэтому ее техническому состоянию нужно уделять особое внимание. Водитель может самостоятельно следить за состоянием этого механизма, но профессиональную диагностику и ремонт могут сделать только специалисты на СТО. Обращаться к ним нужно сразу после появления признаков дефекта, чтобы избежать тяжелых последствий в будущем.
Для продления срока эксплуатации рейки следите за состоянием пыльников и контролируйте уровень ГУР в бачке, не игнорируйте скрипы и шум подвески, а также закусывания и люфт руля.
Следуя несложным советам, вы избежите поломки во время движения и намного уменьшите затраты на устранение неисправностей.
Также вам будет интересно:
Топ-5 автомобилей с проблемными рулевыми рейками - какие рейки ломаются чаще всего Рулевые рейки — один из самых надежных механизмов в автомобилях любой марки, модели и года выпуска. Читайть полностью →
Признаки неисправности рулевой рейки Выход из строя рулевой рейки может привести к аварии с серьезными последствиями. Минимальные неисправности рулевого управления могут повлиять на безопасность движения. Читайть полностью →
Как устроена рулевая рейка: основные элементы и принцип работы Рулевая рейка — основной элемент механизма поворота колес в автомобиле. Она преобразует вращательное движение руля в повороты колес вправо и влево на заданный угол. Читайть полностью →
Как восстановить насос ГУР: профилактика, ремонт Поломка насоса ГУР выводит из строя все рулевое управление автомобиля. Водитель не может маневрировать на дороге и удерживать прямую траекторию, так как давления масла в системе будет недостаточно для перемещения поршня в рулевой рейке. Читайть полностью →
Как продлить срок службы рулевой рейки Рулевая рейка постоянно испытывает механические нагрузки, страдает от пыли и песка, химических реагентов и других воздействий. Читайть полностью →
ТОП-5 ошибок при ремонте рулевой рейки При самостоятельном ремонте рулевой рейки автолюбители часто сталкиваются с типичными ошибками, которые могут привести к повторным поломкам и дорогостоящему ремонту. Читайть полностью →