Авторебус - Ремонт рулевой рейки
г.Москва ул.Адмирала
Корнилова, вл1, бокс № М46-М47

Работаем с 9-00 до 20-00 ежедневно без выходных

Рулевая рейка обеспечивает управляемость автомобиля на дороге. От ее технического состояния зависит безопасность движения — точность реагирования на действия водителя, поддержание прямолинейной траектории, скорость отклика транспортного средства в критической ситуации. Даже небольшие дефекты могут стать причиной ДТП с тяжелыми последствиями. 

Владелец машины должен постоянно следить за состоянием механизма поворота колес, чтобы своевременно обнаруживать поломки и устранять их. В этой статье разберемся, как проверить рулевую рейку и где это нужно делать.

Что такое рулевая рейка и её функция

Рулевая рейка — это узел, который связывает рулевое колесо с колесами. Установленная в корпусе зубчатая рейка вместе с шестерней на рулевой колонке преобразуют вращательное движение в поступательное. Она реагирует на действия водителя и поворачивает колеса на нужный угол для маневрирования. 

Стандартная рейка состоит из нескольких деталей:

  • Шестерня и рейка, которые передают усилие и трансформируют вращение в линейное движение;
  • Тяги и наконечники, они соединяют рейку с колесами и передают им возвратно-поступательное движение;
  • Корпус с направляющими и втулками, необходимый для размещения в нем всех деталей и защиты от пыли, воды, грязи.

В современных автомобилях используют рейки с гидравлическим или электрическим усилением, которые облегчают управление машиной. Их устройство сложнее, поэтому они требуют более тщательного ухода и диагностики на специализированных СТО.

диагностика рулевой рейкидиагностика рулевого управления

Признаки неисправности рулевой рейки

Производители машин разрабатывают и производят надежные рейки, рассчитанные на длительный срок эксплуатации. Но из-за особенностей работы и места расположения на машине они нередко выходят из строя чаще и быстрее, чем это предусмотрено техническими регламентами.

О поломке рулевой рейки в машине говорят такие внешние симптомы:

  • Посторонние звуки в передней части, которые усиливаются при поворотах руля, проезде через «лежачих полицейских» или наезде на выбоины;
  • Свободный ход рулевого колеса, когда машина не сразу реагирует на поворот руля вправо или влево;
  • Потеря или снижение обратной связи от дороги на руль, он становится «пустым»;
  • При повороте ощущается неравномерное усиление, ГУР или ЭГУР работает рывками, заедает;
  • Видны следы подтекания рабочей жидкости из системы гидроусиления, эта проблема проявляется в виде пятен под машиной или в моторном отсеке, в местах присоединения шлангов;
  • Слышны посторонние шумы из-под капота, которые производит насос ГУР, шестерни или другие подвижные механизмы;
  • После совершения поворота рулевое колесо не возвращается автоматически в нейтральное положение. 

Как только водитель обнаружит признаки неправильной работы рейки, следует как можно быстрее обратиться в сервис-центр для их устранения. 

В противном случае можно столкнуться с такими негативными последствиями:

  • Потеря управления на поворотах и во время езды по трассе;
  • Полный выход из строя насоса ГУР и отказ системы гидроусиления;
  • Увеличенный износ покрышек из-за неправильного положения колес;
  • Перегрев и заклинивание насоса из-за утечки рабочей жидкости.

В худшем случае произойдет полный отказ рулевого управления. Если это произойдет во время движения, машина станет причиной серьезного ДТП. Затраты на своевременную диагностику и ремонт будут намного меньшими, чем размер ущерба после аварии.

Причины возникновения проблем с рулевой рейкой

Рулевое управление автомобиля, несмотря на надежность, может выйти из строя в процессе эксплуатации машины по следующим причинам:

  • Естественный износ зубцов на рейке и шестерне рулевого вала, а также втулок и других подвижных деталей;
  • Повреждение или износ пыльников, которые защищают внутренние детали от пыли и грязи;
  • Потеря герметичности гидросистемы и утечка рабочей жидкости гидроусилителя;
  • Сильные механические повреждения, вызванные ударами по подвеске из-за наезда на препятствия, бордюры, ямы;
  • Неправильное регламентное обслуживание или ремонт рулевой рейки, например, использование не того масла, перетяжка регулировочных болтов, несвоевременная замена рабочей жидкости;
  • Заводской брак, который не проявился в течение гарантийного периода. 

В зависимости от марки и модели машины срок службы рейки достигает 100–250 тыс. км. Однако механизм поворота может выйти из строя раньше, если автомобиль часто ездит по плохим дорогам, водитель предпочитает агрессивное управление. Также проблемой может стать климат. На детали негативно влияет низкая температура, антигололедные реагенты, повышенная влажность. 

Наиболее важно своевременно обслуживать рейку, менять смазочную жидкость, уплотнители, гидравлическую эмульсию.

этапы диагностики рулевой рейкидиагностика неисправностей рулевой рейки

Особенности и этапы диагностики рулевой рейки

Проверка состояния рулевой рейки состоит из нескольких этапов, часть из которых можно сделать самостоятельно, а остальные — с помощью мастеров СТО. 

Осмотр механизма

Задача этого этапа — обнаружить механические повреждения деталей, течь жидкости ГУР или ослабленный крепеж. Осматривать рейку лучше всего на подъемнике, яме или эстакаде. 

На что нужно обратить внимание:

  • Наличие трещин, разрывов и других повреждений на пыльниках, целостность гофры и плотность установки хомутов;
  • Целостность сальников, трубок для подачи жидкости ГУР, мест соединений, на них не должно быть «запотеваний» и следов масла;
  • Прочность крепления корпуса рейки к подрамнику, наличие трещин на кронштейнах;
  • Состояние пыльников шаровых, люфт опор, коррозия резьбы и другие проблемы;

Также нужно обратить внимание на дополнительные признаки поломок, например, следы касания покрышками кузова, неравномерный износ шин, отклонение руля от нейтрального положения, когда колеса расположены прямо. 

Проверка утечки жидкости ГУР

Если рейка оборудована классическим или электрическим гидроусилителем, необходимо проверить уровень масла в бачке, а также отсутствие пены и «эмульсии». Жидкость должна иметь красноватый или зеленоватый цвет (зависит от типа) без посторонних включений. 

Обнаружить протечки чаще всего можно в таких местах:

  • в районе пыльников;
  • в местах крепления шлангов;
  • возле штуцера насоса;
  • в районе входного вала.

Лучше всего протереть подозрительные места и обезжирить их, затем завести машину и покрутить руль до крайних положений. В этом случае давление повысится и в дефектных местах выступит свежее масло. 

Обратите внимание, что моторное масло отличается от ГУР большей густотой, а при утечке антифриза остаются кристаллические среды. Это помогает отличить один дефект от другого. 

Оценка механического состояния

Это основной этап диагностики. Во время проверки специалист может отличить одну поломку от другой и определить порядок ремонта. 

Рассмотрим подробнее:

  • Свободный ход руля — нужно легко покачать руль и понять, когда начинают реагировать колеса. Отклонением считается свободный ход более 30 мм, но точные значения лучше смотреть в технической документации к автомобилю. 
  • Стуки — если они проявляются при проезде через препятствия, скорее всего виновата втулка или направляющая рейки. Когда посторонние шумы проявляются при вращении руля на месте, проблема может быть связана с подшипниками шестерни рейки или люфте карданного соединения рулевой колонки. 
  • Закусывание и невозврат руля — скорее всего, изношен зубчатый механизм или проблемы с системой гидроусиления. 

Точнее можно определить уже после разборки рейки и оценки состояния деталей. 

Использование специального оборудования

На современных автомобилях оценить состояние рулевого механизма можно с помощью компьютерной диагностики. Специальный компьютер считывает DTC и определяет параметры работы в реальном времени. Затем сравнивает их с регламентными значениями и сигнализирует о неисправности. 

Рейки с ГУР можно диагностировать с помощью манометров и специальных стендов, которые измеряют давление в системе. 

Самостоятельная диагностика или обращение в сервис

Самостоятельно можно оценивать состояние рейки только визуально. Например, осмотреть пыльники и хомуты, проконтролировать состояние рабочей жидкости и ее уровень в бачке, оценить свободный ход руля, посмотреть на износ шин. 

Но необходимо как можно быстрее обратиться в сервис при обнаружении таких признаков:

  • Быстрое падение уровня масла в бачке, наличие следов утечки рабочей жидкости;
  • Тяжелое вращение руля, пропадание усиления или сильный шум насоса ГУР;
  • Сильные люфты и стуки в районе подвески;
  • Появление посторонних включений в жидкости ГУР — стружки, микроскопических частиц, изменение состояния масла;
  • Появление индикаторов неисправности EPS или ESP, коды ошибок на бортовом компьютере.

Записаться на диагностику и ремонт рулевой рейки

Возможные методы устранения неисправностей

Если владелец машины обнаружил неисправность и диагностика подтвердила дефект, есть два способа устранить проблему:

  • Ремонт рулевого механизма — к нему прибегают, если износ небольшой и проблема не затронула важные узлы рейки. Специалисты на СТО могут заменить втулки, установить новые сальники или подшипники, реставрировать зубчатую пару, поставить новые пыльники, заменить смазку. 
  • Установка новой рейки — этот способ подойдет, если повреждение или износ слишком большие. Например, корпус деформирован во время ДТП, рейку постоянно закусывает, обнаружены трещины. Можно устанавливать полностью новый узел от производителя или купить восстановленный механизм. 

Чаще всего к замене прибегают владельцы реек с ЭГУР или ЭУР, так как в этом случае установка новых механизмов экономически целесообразнее ремонта отдельных компонентов.

Профилактика проблем с рулевой рейкой

Для предотвращения поломок и продления срока службы рулевой рейки специалисты советуют придерживаться таких правил:

  • Регулярно осматривайте пыльники и заменяйте их в случае обнаружения дефектов защитной гофры;
  • Контролируйте уровень и техническое состояние рабочей жидкости ГУР, доливайте или заменяйте ее при необходимости;
  • Используйте только рекомендованное масло для гидроусилителя;
  • Аккуратно водите машину по выбоинам и другим неровностям, чтобы избегать ударов по подвеске;
  • Не держите руль и колеса в крайних положениях дольше 5 секунд, так как в этом случае создается максимальная нагрузка на насос;
  • Настраивайте развал-схождение колес после каждого ремонта рулевого управления или замены деталей подвески.

Важно обращаться в сервис сразу, как только будут обнаружены симптомы дефекта или износа. Чем раньше это сделать, тем меньшим будет ущерб и тем дешевле обойдется обслуживание. 

Водитель должен самостоятельно проверять состояние рейки. Для этого необходимо:

  • Следить за появлением люфта руля и плавностью работы гидроусилителя;
  • Проверять подкапотное пространство и место парковки автомобиля, чтобы своевременно выявлять масляные пятна из-за утечки жидкости ГУР;
  • Проводить диагностику рейки при каждом заезде на очередное ТО для замены моторного масла;
  • Обращаться за помощью в сервис-центр при малейшем подозрении в неправильной работе рулевого механизма. 

Заключение

Рулевая рейка напрямую влияет на безопасность движения, поэтому ее техническому состоянию нужно уделять особое внимание. Водитель может самостоятельно следить за состоянием этого механизма, но профессиональную диагностику и ремонт могут сделать только специалисты на СТО. Обращаться к ним нужно сразу после появления признаков дефекта, чтобы избежать тяжелых последствий в будущем. 

Для продления срока эксплуатации рейки следите за состоянием пыльников и контролируйте уровень ГУР в бачке, не игнорируйте скрипы и шум подвески, а также закусывания и люфт руля. 

Следуя несложным советам, вы избежите поломки во время движения и намного уменьшите затраты на устранение неисправностей.

Рейтинг в яндексе