Авторебус - Ремонт рулевой рейки
г.Москва ул.Адмирала
Корнилова, вл1, бокс № М46-М47

Работаем с 9-00 до 20-00 ежедневно без выходных

Рулевая рейка в автомобиле отвечает за поворот колес и напрямую влияет на безопасность движения. Стуки в этом механизме говорят о неисправности, которую необходимо как можно быстрее устранить. В противном случае дефект может привести к заклиниванию руля, что станет причиной серьезного ДТП.

В этой статье разберемся, почему стучит рулевая рейка, о какой неисправности свидетельствует этот признак и как поступать при обнаружении проблем. 

Какие стуки рулевой рейки бывают

Стук рулевой рейки может быть признаком износа деталей, механических повреждений, попадания инородных предметов и грязи внутрь, недостаточной смазки и других проблем. Диагностировать неприятность можно по тому, какие именно звуки слышны и при каких обстоятельствах они проявляются. 

О неправильной работе рулевого механизма свидетельствуют такие звуки:

  • Звонкий стук — слышен резкий удар одного металлического предмета о другой. Это происходит из-за износа втулок в рейке или люфте вала рулевого управления. Также проблема может быть связана с изношенными шарнирами или ослабленными креплениями поворотного узла. При появлении нужно обратиться в сервис-центр, так как постоянный люфт приводит к быстрому износу деталей рейки. 
  • Глухой стук — приближен к частотам и напоминает биение детали внутри корпуса. Проблема может быть связана с поломкой рулевых наконечников или износом сайлентблоков. Дефект нужно устранять как можно быстрее, так как подобные звуки говорят о сильном износе компонентов и необходимости их замены. 
  • Периодический стук — возникает при определенных обстоятельствах. Например, при повороте колеса в крайнее положение или проезде через «лежачего полицейского». Говорит об износе рейки или шестерни рулевого вала, попадании посторонних предметов внутрь механизма. Необходимо выяснить причину и устранить ее до того, как произойдет серьезная поломка. 

Точно определить, почему появились посторонние звуки, можно только с помощью специального оборудования в мастерской. 

Из-за особенностей подвески и рулевого управления стук рулевой рейки может проявиться не всегда, а в определенных условиях. 

Наиболее частые ситуации:

  • Проезд через выбоину, неровности, «лежачих полицейских» — говорит об износе тяг и наконечников, втулки рулевой рейки. 
  • Поворот руля на месте или во время движения — признак люфта в механизме рейки, неправильной работы гидро- или электроусилителя руля. 
  • При старте с места и маневрировании на парковке — появляется, когда разболтались крепления рейки к кузову или при износе подшипников амортизаторов подвески. 
  • При вращении руля вправо и влево без движения — происходит, когда износилась втулка вала рулевого колеса или недостаточно масла для смазывания трущихся деталей. 

Стук и другие посторонние звуки не всегда слышны на ранних стадиях развития дефекта. Важно время от времени делать диагностику рулевого управления для оценки его технического состояния. 

Основные причины стука рулевой рейки

Разберем подробнее дефекты, которые могут проявляться в виде стука в области передних колес автомобиля. 

Износ втулок и подшипников

Эти компоненты рулевого механизма необходимы для плавного поворота колес и гашения вибрации. Постоянные механические нагрузки и трение приводят к их износу. Он происходит быстрее, если своевременно не смазывать детали или ездить по запыленным дорогам, грязи. 

О поломке сигнализирует глухой стук или металлический звон при езде по кочкам, а также появление люфта рулевой колонки. Если вовремя не отремонтировать механизм, люфт будет увеличиваться, а управляемость машины ухудшится. 

Ослабление креплений рейки

Корпус рейки прикручивают к кузову болтами, которые вставляют в проушины на этом узле. Для гашения вибраций между деталями предусмотрены резиновые подушки. Проблема может быть связана с высыханием эластичных деталей или ослаблением болтов.

Неисправность проявляется в виде глухого стука, который возникает при торможении или ускорении. Если не устранить дефект, рейка может смещаться, что ухудшает управление. В особо опасных случаях может оборваться трубка для подачи масла в ГУР.

Износ или повреждение рулевых тяг и наконечников

Эти компоненты связывают рейку с колесами и передают им поступательное движение. Так как шарниры и пыльники находятся в постоянном контакте с пылью, влагой и агрессивными компонентами, они быстро изнашиваются. 

Обнаружить проблему можно по щелкающему звуку в районе колеса, который появляется при его повороте или при старте с места. Нужно срочно заменить изношенные детали, так как из-за поломки водитель может потерять управление машиной. 

Люфт в реечной передаче

Частая причина появления стука в рулевой рейке — износ рейки и/или шестерни рулевого вала. Между ними появляется зазор, из-за которого можно услышать дребезжание или стук при езде по неровному асфальту. Также проблема проявляется в виде небольшой задержки между поворотом руля и колес. 

Чем дольше игнорировать проблему, тем больше будут изнашиваться эти детали. В результате ухудшится управляемость машины, водитель не сможет резко маневрировать в экстренных ситуациях. 

Деформация или износ зубчатых элементов

Сильный износ и люфт, а также механические воздействия, могут деформировать зубцы на рейке или шестерне рулевого вала. Стук в этом случае будет появляться время от времени и сопровождаться заеданиями при повороте руля. 

Проблему нужно устранять как можно быстрее, так как из-за срыва зубьев водитель не сможет управлять машиной, иногда происходит заклинивание руля. Ездить на таком транспортном средстве крайне опасно. 

Проблемы с опорными элементами подвески, влияющими на работу рейки

Стук может быть не связан прямо с рулевой рейкой. Посторонние звуки часто бывают признаком поломки элементов передней подвески. Он появляется при износе стоек, опорных подшипников амортизаторов или шаровых опор. В этом случае его можно услышать при наезде на кочки, при поворотах или раскачивании кузова из стороны в сторону. Главное отличие — при поворотах руля он практически не проявляется. 

Для определения источника посторонних звуков нужно заезжать на СТО и проводить диагностику. 

Гидроудар или завоздушивание в гидросистеме

Эта проблема характерна для рулевых реек с гидравлическим усилением. Характерный хлопок проявляется во время гидроудара, который вызван завоздушиванием системы и резким изменением давления масла. 

Гидравлический удар возникает из-за недостатка рабочей жидкости в системе, растрескивании шлангов или неплотном соединении с фитингами, сломанным насосом ГУР. 

Нужно избавляться от гидроударов, так как они оказывают сильное негативное воздействие на элементы рулевого управления. Рейка изнашивается быстрее, могут выйти из строя другие компоненты — насос, распределительный клапан. 

Как диагностировать источник стука

Самостоятельно водителю сложно обнаружить причины появления стуков и точно диагностировать поломку. В этом случае не обойтись как минимум без оборудованного гаража и специальных инструментов. 

Разберем процесс диагностики подробнее. 

Проверка на яме или подъемнике

Для проверки необходимо иметь доступ к нижней части автомобиля. Машину необходимо разместить над ямой в гараже, поднять на подъемнике или заехать на эстакаду. 

После этого следует осмотреть рейку и элементы передней подвески, в том числе места креплений рулевого механизма к кузову транспортного средства. Также нужно руками пошатать колесо из стороны в сторону, чтобы проверить наличие люфтов и услышать звуки, если они возникнут. 

Во время осмотра хорошо заметны следы масла из системы гидроусиления, поврежденные уплотнители и пыльники на тягах. Если имеет место вибрация или трение, следы этого явления можно заметить в виде участков отполированного металла, которые будут хорошо заметны на фоне остальной грязной поверхности. 

Записаться на бесплатную диагностику рулевой рейки

Применение помощника

Более эффективной будет проверка с напарником. В этом случае один человек будет вращать руль, а второй — слушать, в каком месте рулевой рейки или подвески возникают посторонние звуки. 

Необходимо сесть в машину и вращать рулевое колесо вправо и влево, доводя колеса до крайних положений. Необходимо обратить внимание на такие моменты:

  • Задержка между началом вращения руля и движением колес вправо и влево;
  • Щелчки, глухие удары и другие посторонние звуки, которые возникают при этих манипуляциях;
  • Смещение всей рейки (корпуса) при движении руля, что говорит об ослабленных крепежных болтах. 

Для удобного вращения колес можно вывесить их в воздухе с помощью домкратов. 

Использование стетоскопа или монтировки

Если звук проявляется слабо, обнаружить и локализовать его вручную будет сложно. В этом случае рекомендуют использовать механический стетоскоп. С его помощью нужно прослушать корпус рейки во время поворота колес.

Выявить вибрации и люфт помогает маленькая монтировка или большая отвертка. Ее нужно упереть в деталь и использовать как рычаг. Если таким образом удается «пошатать» какую-то часть рулевого управления или подвески, скорее всего имеет место износ и нужно ремонтировать рейку.

На что обратить внимание при визуальном осмотре

Во время осмотра рейки и подвески на яме или эстакаде необходимо уделить внимание таким деталям:

  • пыльники — на них не должно быть трещин или других повреждений, следов смазки или масла из системы ГУР;
  • крепежные болты — они должны быть целыми и не иметь следов смещения, вибрации;
  • рулевая рейка — на корпусе может быть видна коррозия или следы ударов, отполированный металл из-за люфта и смещения;
  • рулевые тяги — нужно проверить их на отсутствие деформаций и люфта;
  • сайлентблоки и подушки — обратить внимание на степень износа, наличие трещин или или деформаций в резине. 

Частью диагностики должен быть тест-драйв во дворе или на свободной площадке. Во время езды и совершения маневров нужно прислушиваться к работе рейки, чтобы обнаружить, в каких ситуациях проявляется стук. 

Последствия игнорирования стуков

Появление даже едва слышимых посторонних звуков говорит о неправильной работе рулевого механизма. Нужно как можно быстрее устранить проблему с помощью мастеров по ремонту авто. В противном случае владелец машины может столкнуться с негативными последствиями, о которых мы расскажем дальше. 

Н3 Усиленный износ компонентов

Стук чаще всего возникает из-за износа и появления зазора между деталями. Если оставить эту проблему без внимания, постепенно люфт увеличится, вибрации усилятся, а износ ускорится. 

Чаще всего подобными проблемами страдают втулки рейки и подшипники, шестерня рулевого вала и зубчатая деталь, рулевые тяги и крепления. 

Чем дольше игнорировать звук, тем дороже обойдется ремонт. Придется менять больше деталей. Кроме того, вибрации передаются на корпус и приводят к более быстрому износу других агрегатов и механизмов. 

Ухудшение управляемости

Стук и его причина — поломка, приводит к тому, что машина хуже слушается руля, не сохраняет прямолинейную траекторию движения. Водителю сложнее управлять машиной на высокой скорости и при поворотах, что может стать причиной аварии. 

Особенно опасны критические ситуации, когда даже малейший люфт руля может привести к серьезным последствиям — аварии и ущербу жизни, и здоровью людей. Также критически важно иметь работоспособную рейку при езде по скользкой дороге.

Повышенный риск внезапной поломки

Стук на ранней стадии говорит лишь о небольших дефектах. Но во время последующей эксплуатации проблема усугубляется, из-за чего возможно наступление критических ситуаций:

  • Поломка рулевого наконечника, из-за чего колесо не будет поворачиваться;
  • Срыв шестерни с рейки, вследствие чего вращательное движение руля не будет передаваться колесам;
  • Отрыв рейки от кузова, что станет причиной серьезного ДТП.

Устранение последствий аварии обойдется намного дороже, чем оплата ремонта рейки. Кроме того, возможно, придется возмещать ущерб и другим участникам ДТП. 

Что делать при появлении стука

В случае обнаружения стука, особенно сильного и резкого, необходимо прекратить движение автомобиля. Для доставки на СТО лучше использовать эвакуатор, так как дальнейшая езда будет опасной. 

Предварительно оценить поломку можно самостоятельно. Для этого нужно определить, в каком месте возникают посторонние звуки и в каких ситуациях проявляются. Нужно уточнить, работает ли гидроусилитель или электроусилитель руля, возможно, они являются виновниками проблемы. 

Профессиональную диагностику можно проводить только на специализированной СТО. У них есть подъемники и инструменты для проверки всех элементов рулевого управления подвески, системы гидравлического или электрического усиления.

После диагностики мастера предложат различные варианты устранения проблемы. Способ и стоимость ремонта зависят от характера повреждений:

  • Ослабление креплений — просто подтянуть болты и заменить амортизирующие резинки;
  • Износ втулок или подшипников — замена деталей рулевой рейки или установка нового механизма;
  • Повреждение тяг или деталей подвески — в этом случае ремонтируют именно их, а не рейку;
  • Проблемы с усилителем — нужно удалить жидкость из ГУР, проверить электронные компоненты, заменить насос и т.п.

В некоторых случаях износ или повреждения могут быть критическими, из-за чего ремонт обойдется слишком дорого. В такой ситуации мастера рекомендуют полность заменять рейку. Можно установить новый механизм от производителя или приобрести восстановленный в компаниях, которые специализируются на ребилдинге запчастей. Замена обойдется дороже, но механизм будет надежнее, увеличится срок его эксплуатации. 

На финальной стадии мастера прокачивают систему ГУР, регулируют развал-схождение колес и делают финальное тестирование во время проверочного заезда. 

Заключение

Стук в рулевой рейке — признак серьезной поломки, которую нельзя игнорировать. Как только водитель обнаружит посторонние звуки, необходимо обратиться на СТО и не пытаться ездить с поломкой дальше или устранять ее самостоятельно. 

Рейтинг в яндексе