Содержание:
Рулевая рейка в автомобиле отвечает за поворот колес и напрямую влияет на безопасность движения. Стуки в этом механизме говорят о неисправности, которую необходимо как можно быстрее устранить. В противном случае дефект может привести к заклиниванию руля, что станет причиной серьезного ДТП.
В этой статье разберемся, почему стучит рулевая рейка, о какой неисправности свидетельствует этот признак и как поступать при обнаружении проблем.
Стук рулевой рейки может быть признаком износа деталей, механических повреждений, попадания инородных предметов и грязи внутрь, недостаточной смазки и других проблем. Диагностировать неприятность можно по тому, какие именно звуки слышны и при каких обстоятельствах они проявляются.
О неправильной работе рулевого механизма свидетельствуют такие звуки:
Точно определить, почему появились посторонние звуки, можно только с помощью специального оборудования в мастерской.
Из-за особенностей подвески и рулевого управления стук рулевой рейки может проявиться не всегда, а в определенных условиях.
Наиболее частые ситуации:
Стук и другие посторонние звуки не всегда слышны на ранних стадиях развития дефекта. Важно время от времени делать диагностику рулевого управления для оценки его технического состояния.
Разберем подробнее дефекты, которые могут проявляться в виде стука в области передних колес автомобиля.
Эти компоненты рулевого механизма необходимы для плавного поворота колес и гашения вибрации. Постоянные механические нагрузки и трение приводят к их износу. Он происходит быстрее, если своевременно не смазывать детали или ездить по запыленным дорогам, грязи.
О поломке сигнализирует глухой стук или металлический звон при езде по кочкам, а также появление люфта рулевой колонки. Если вовремя не отремонтировать механизм, люфт будет увеличиваться, а управляемость машины ухудшится.
Корпус рейки прикручивают к кузову болтами, которые вставляют в проушины на этом узле. Для гашения вибраций между деталями предусмотрены резиновые подушки. Проблема может быть связана с высыханием эластичных деталей или ослаблением болтов.
Неисправность проявляется в виде глухого стука, который возникает при торможении или ускорении. Если не устранить дефект, рейка может смещаться, что ухудшает управление. В особо опасных случаях может оборваться трубка для подачи масла в ГУР.
Эти компоненты связывают рейку с колесами и передают им поступательное движение. Так как шарниры и пыльники находятся в постоянном контакте с пылью, влагой и агрессивными компонентами, они быстро изнашиваются.
Обнаружить проблему можно по щелкающему звуку в районе колеса, который появляется при его повороте или при старте с места. Нужно срочно заменить изношенные детали, так как из-за поломки водитель может потерять управление машиной.
Частая причина появления стука в рулевой рейке — износ рейки и/или шестерни рулевого вала. Между ними появляется зазор, из-за которого можно услышать дребезжание или стук при езде по неровному асфальту. Также проблема проявляется в виде небольшой задержки между поворотом руля и колес.
Чем дольше игнорировать проблему, тем больше будут изнашиваться эти детали. В результате ухудшится управляемость машины, водитель не сможет резко маневрировать в экстренных ситуациях.
Сильный износ и люфт, а также механические воздействия, могут деформировать зубцы на рейке или шестерне рулевого вала. Стук в этом случае будет появляться время от времени и сопровождаться заеданиями при повороте руля.
Проблему нужно устранять как можно быстрее, так как из-за срыва зубьев водитель не сможет управлять машиной, иногда происходит заклинивание руля. Ездить на таком транспортном средстве крайне опасно.
Стук может быть не связан прямо с рулевой рейкой. Посторонние звуки часто бывают признаком поломки элементов передней подвески. Он появляется при износе стоек, опорных подшипников амортизаторов или шаровых опор. В этом случае его можно услышать при наезде на кочки, при поворотах или раскачивании кузова из стороны в сторону. Главное отличие — при поворотах руля он практически не проявляется.
Для определения источника посторонних звуков нужно заезжать на СТО и проводить диагностику.
Эта проблема характерна для рулевых реек с гидравлическим усилением. Характерный хлопок проявляется во время гидроудара, который вызван завоздушиванием системы и резким изменением давления масла.
Гидравлический удар возникает из-за недостатка рабочей жидкости в системе, растрескивании шлангов или неплотном соединении с фитингами, сломанным насосом ГУР.
Нужно избавляться от гидроударов, так как они оказывают сильное негативное воздействие на элементы рулевого управления. Рейка изнашивается быстрее, могут выйти из строя другие компоненты — насос, распределительный клапан.
Самостоятельно водителю сложно обнаружить причины появления стуков и точно диагностировать поломку. В этом случае не обойтись как минимум без оборудованного гаража и специальных инструментов.
Разберем процесс диагностики подробнее.
Для проверки необходимо иметь доступ к нижней части автомобиля. Машину необходимо разместить над ямой в гараже, поднять на подъемнике или заехать на эстакаду.
После этого следует осмотреть рейку и элементы передней подвески, в том числе места креплений рулевого механизма к кузову транспортного средства. Также нужно руками пошатать колесо из стороны в сторону, чтобы проверить наличие люфтов и услышать звуки, если они возникнут.
Во время осмотра хорошо заметны следы масла из системы гидроусиления, поврежденные уплотнители и пыльники на тягах. Если имеет место вибрация или трение, следы этого явления можно заметить в виде участков отполированного металла, которые будут хорошо заметны на фоне остальной грязной поверхности.
Записаться на бесплатную диагностику рулевой рейки
Более эффективной будет проверка с напарником. В этом случае один человек будет вращать руль, а второй — слушать, в каком месте рулевой рейки или подвески возникают посторонние звуки.
Необходимо сесть в машину и вращать рулевое колесо вправо и влево, доводя колеса до крайних положений. Необходимо обратить внимание на такие моменты:
Для удобного вращения колес можно вывесить их в воздухе с помощью домкратов.
Если звук проявляется слабо, обнаружить и локализовать его вручную будет сложно. В этом случае рекомендуют использовать механический стетоскоп. С его помощью нужно прослушать корпус рейки во время поворота колес.
Выявить вибрации и люфт помогает маленькая монтировка или большая отвертка. Ее нужно упереть в деталь и использовать как рычаг. Если таким образом удается «пошатать» какую-то часть рулевого управления или подвески, скорее всего имеет место износ и нужно ремонтировать рейку.
Во время осмотра рейки и подвески на яме или эстакаде необходимо уделить внимание таким деталям:
Частью диагностики должен быть тест-драйв во дворе или на свободной площадке. Во время езды и совершения маневров нужно прислушиваться к работе рейки, чтобы обнаружить, в каких ситуациях проявляется стук.
Появление даже едва слышимых посторонних звуков говорит о неправильной работе рулевого механизма. Нужно как можно быстрее устранить проблему с помощью мастеров по ремонту авто. В противном случае владелец машины может столкнуться с негативными последствиями, о которых мы расскажем дальше.
Стук чаще всего возникает из-за износа и появления зазора между деталями. Если оставить эту проблему без внимания, постепенно люфт увеличится, вибрации усилятся, а износ ускорится.
Чаще всего подобными проблемами страдают втулки рейки и подшипники, шестерня рулевого вала и зубчатая деталь, рулевые тяги и крепления.
Чем дольше игнорировать звук, тем дороже обойдется ремонт. Придется менять больше деталей. Кроме того, вибрации передаются на корпус и приводят к более быстрому износу других агрегатов и механизмов.
Стук и его причина — поломка, приводит к тому, что машина хуже слушается руля, не сохраняет прямолинейную траекторию движения. Водителю сложнее управлять машиной на высокой скорости и при поворотах, что может стать причиной аварии.
Особенно опасны критические ситуации, когда даже малейший люфт руля может привести к серьезным последствиям — аварии и ущербу жизни, и здоровью людей. Также критически важно иметь работоспособную рейку при езде по скользкой дороге.
Стук на ранней стадии говорит лишь о небольших дефектах. Но во время последующей эксплуатации проблема усугубляется, из-за чего возможно наступление критических ситуаций:
Устранение последствий аварии обойдется намного дороже, чем оплата ремонта рейки. Кроме того, возможно, придется возмещать ущерб и другим участникам ДТП.
В случае обнаружения стука, особенно сильного и резкого, необходимо прекратить движение автомобиля. Для доставки на СТО лучше использовать эвакуатор, так как дальнейшая езда будет опасной.
Предварительно оценить поломку можно самостоятельно. Для этого нужно определить, в каком месте возникают посторонние звуки и в каких ситуациях проявляются. Нужно уточнить, работает ли гидроусилитель или электроусилитель руля, возможно, они являются виновниками проблемы.
Профессиональную диагностику можно проводить только на специализированной СТО. У них есть подъемники и инструменты для проверки всех элементов рулевого управления подвески, системы гидравлического или электрического усиления.
После диагностики мастера предложат различные варианты устранения проблемы. Способ и стоимость ремонта зависят от характера повреждений:
В некоторых случаях износ или повреждения могут быть критическими, из-за чего ремонт обойдется слишком дорого. В такой ситуации мастера рекомендуют полность заменять рейку. Можно установить новый механизм от производителя или приобрести восстановленный в компаниях, которые специализируются на ребилдинге запчастей. Замена обойдется дороже, но механизм будет надежнее, увеличится срок его эксплуатации.
На финальной стадии мастера прокачивают систему ГУР, регулируют развал-схождение колес и делают финальное тестирование во время проверочного заезда.