Авторебус - Ремонт рулевой рейки
г.Москва ул.Адмирала
Корнилова, вл1, бокс № М46-М47

Работаем с 9-00 до 20-00 ежедневно без выходных

Выход из строя рулевой рейки может привести к аварии с серьезными последствиями. Минимальные неисправности рулевого управления могут повлиять на безопасность движения. При обнаружении любых внешних признаков неисправностей водитель должен как можно быстрее обратиться на СТО для диагностики и ремонта. 

В этой статье разберем основные признаки неисправности рулевой рейки и причины, которые могут их вызвать.

Что такое рулевая рейка, её роль в управлении автомобилем

Если говорить простыми словами, рулевая рейка — это главный механизм управления автомобилем, который преобразует вращение руля в движение колес вправо или влево. От нее зависит маневренность автомобиля и соблюдение выбранной траектории движения. 

Принцип действия рейки простой: водитель вращает руль, на валу которого размещена цилиндрическая шестерня. Она соединена с зубчатой рейкой, которая перемещается вправо или влево относительно центральной оси машины. Через тяги эти движения передаются на колеса. 

конструкция рулевой рейки

Краткое описание функции рулевой рейки

Для понимания работы механизма остановимся подробнее на функциях рулевой рейки:

  • Передача усилия от руля к колесам — принцип работы рейки описан в предыдущем разделе.
  • Обеспечение синхронного поворота колес — рейка устроена так, что при перемещении в одном направлении она толкает одно колесо и тянет другое. Они поворачиваются на одинаковый угол. 
  • Стабильное движение машины — рейка механически связывает руль с колесами, поэтому водитель «чувствует» дорогу и может контролировать траекторию.
  • Компенсация работы подвески — входящие в состав рейки тяги и шаровые опоры устроены так, чтобы перемещаться относительно друг друга и адаптировать механизм под неровности дороги. Водитель при этом не теряет контроля над движением машины. 
  • Усиление рулевого управления — в большинстве реек встроены электрические или гидравлические усилители, которые упрощают вращение руля при маневрировании. 

Основные признаки неисправности рулевой рейки

Самостоятельно провести диагностику системы управления без подъемника и специальных инструментов нельзя. Но водитель может обнаружить признаки износа или неисправности по внешним признакам. Рассмотрим их. 

Стуки и посторонние звуки при поворотах руля

Во время езды на автомобиле водитель может слышать щелчки, похрустывание, удары, которые усиливаются при резком вращении руля или при повороте колес на месте. 

Они возникают в местах соединения рейки с тягами или в точке зацепления с шестерней на валу руля. 

Звуки появляются из-за износа втулок и появления в них люфта, из-за деформации корпуса или разрушения мест крепления к кузову. Также проблема может быть вызвана поломкой рулевых тяг и наконечников. 

Если не заняться ремонтом, во время поворота руля колеса может сильно вывернуть в сторону. Кроме того, из-за люфта другие элементы будут изнашиваться быстрее, что удорожает ремонт. 

Люфт руля или свободный ход

Эту неисправность можно обнаружить при вращении руля. Например, когда водитель крутит рулевое колесо в какую-то сторону, но колеса в ответ начинают двигаться «с опозданием». Дефект возникает из-за износа зубчатой передачи, проблем с втулками, разболтанных креплений наконечников и тяг.

Опасность этой неисправности в том, что теряется точность управления машиной. Если возникнет необходимость в резком повороте (например, в аварийной ситуации), машина отреагирует с замедлением. Кроме того, изменяется положение колес относительно движения машины, следовательно будут быстрее изнашиваться покрышки. 

Записаться на бесплатную диагностику рулевой рейки

Тяжелое или неравномерное вращение руля

Дефект проявляется в том, что водителю очень сложно поворачивать руль в одном или обоих направлениях. Также иногда усиление работает неравномерно, то появляется, то пропадает. Дефект обусловлен износом зубчатого колеса и рейки, а также поломкой гидравлической или электрической систем усиления рулевого управления. 

Например, может износиться или деформироваться втулка рейки, попасть грязь в шаровые опоры. Гидроусилитель ломается из-за загрязнения или перегрева масла, завоздушивания масляных линий. Электроусилитель выходит из строя из-за обрыва управляющих проводов, поломки датчиков, перегрева электрического мотора. 

Если не устранить поломку, водитель не сможет нормально маневрировать. Особенно опасен полный отказ ГУР или ЭУР во время движения автомобиля. 

Подтеки жидкости

Дефект проявляется только в рулевых рейках, которые оборудованы гидравлическим или электрогидравлическим усилением. Водитель может обнаружить пятна масла под машиной, особенно в районе передних колес. Утечку можно обнаружить по падению уровня масла в бачке, а также следам эмульсии на шлангах гидросистемы. 

Уровень рабочей жидкости падает из-за износа сальников, повреждения гидролиний или потери герметичности прокладками. Из-за этого вращать руль будет тяжелее, может полностью сломаться насос из-за чрезмерно интенсивной работы. 

Кроме того, эмульсия может негативно повлияют на элементы подвески или попасть на тормозные диски и колодки. Поэтому устранить утечку и восстановить герметичность нужно как можно скорее.

Вибрации на руле

Следующий по порядку признак поломки рулевого управления автомобиля — дрожание руля, которое особенно заметно во время набора скорости или торможения. Вибрация проявляется постоянно или периодически. 

Это происходит из-за люфта втулок, разболтанных креплений корпуса рейки, дисбаланса колес. Водитель теряет чувство дороги и быстрее устает во время вождения. Кроме того, вибрации влияют на шаровые опоры, шарниры, стойки и другие элементы подвески. Они изнашиваются и ломаются быстрее.

Самопроизвольный уход автомобиля в сторону

Поломка рейки проявляется в виде потери прямолинейности движения. Во время езды можно немного отпустить руль. Если есть проблема, машину будет «уводить» вправо или влево. Либо когда после завершения поворота отпустить руль, а он не возвращается в начальное положение. 

Такое происходит из-за износа втулок или подклинивания рулевых тяг, а также нарушения развал–схождения колес. Если машина оборудована гидроусилителем, проблема может быть связана с неравномерным давлением масла в двух камерах гидроцилиндра. 

Такой дефект опасен тем, что при резком торможении в аварийной ситуации машину поведет в сторону, а покрышки будут изнашиваться неравномерно. 

Дополнительные симптомы

Существуют и другие признаки поломок:

  • Сильный и неприятный скрежет — возникает, когда внутри рулевой рейки нет смазки или в подвижные элементы попала пыль, а также при деформации корпуса;
  • Проблемы при парковке — проявляется в виде заклинивания колес в крайних положениях;
  • Сигналы на приборной панели — при неисправном рулевом управлении может загораться лампочка EPS, Check Steering или аналогичные индикаторы. 

Симптомы могут проявляться самостоятельно или в комплексе. Даже если водитель обнаружит хотя бы один из них, нужно сразу обратиться на СТО для диагностики. 

Основные причины неисправностей

Рассмотрим главные причины, которые приводят к поломке рулевой рейки. 

  • Механический износ — потеря формы и геометрии подвижных деталей из-за постоянного трения друг о друга, вибраций и люфта. Например, часто стираются зубцы на рейке и зубчатом колесе. Также быстро изнашиваются втулки, шаровые опоры. Проблема возникает чаще, если во время ремонта устанавливать дешевые аналоги, а не оригинальные детали. 
  • Утечка масла в гидроусилителе руля — течь возникает при потере герметичности. Масло подтекает через сальники, уплотнители гидроцилиндра и клапанов, насоса ГУР. Также может порваться шланг высокого давления или треснуть бачок. Нужно постоянно следить за уровнем эмульсии и устранять обнаруженные утечки. 
  • Сбои в электрическом моторе усилителя — эта проблема характерная для машин с электрическим и электрогидравлическим усилением руля. Может выйти из строя сам электромотор, датчики или электронный блок управления. Иногда окисляются разъемы или рвутся провода. Чаще всего проблему можно обнаружить по индикации на панели приборов. 
  • Внешние климатические воздействия — на рейку негативно влияют вода, антигололедные реагенты, соль, температурные колебания. Из-за этого растрескиваются пыльники и сальники, корпус ржавеет и постепенно трескается. Внутрь попадает влага и песок, которые ускоряют износ. 
  • Механические удары — негативно на рулевой механизм влияют удары рейки при наезде на камень и бордюр. В результате нарушается геометрия деталей и она перестает нормально работать. Машину постоянно уводит с прямой траектории, появляется люфт, скрежет, стук, другие посторонние звуки. 
  • Нарушение порядка обслуживания — часто причиной поломки является неправильное техническое обслуживание механизма. Рекомендуется время от времени осматривать рейку, проверять целостность пыльников, отсутствие следов масла из трубок ГУР, контролировать исправность электрической системы. Во время ремонта нужно использовать только рекомендованные компоненты и расходники. 

Если ездить с порванным уплотнителем или невовремя заменять жидкость в гидроусилителе руля, рано или поздно рулевое управление полностью выйдет из строя. Ремонт обойдется намного дороже. 

Последствия игнорирования неисправностей

Разберем подробнее, что произойдет, если продолжать ездить на автомобиле с неисправной рулевой рейкой:

  • Потеря рулевого управления — руль может вращаться с задержкой, его может заблокировать во время езды. Люфт влияет на точность рулевого управления, машина будет медленнее реагировать на действия водителя. 
  • Создание аварийных ситуаций — если при езде на большой скорости резко повернуть руль, машина позднее повернет, что может привести к дорожно-транспортному происшествию. 
  • Увеличение износа — люфт и постоянные вибрации приводят к повреждению других элементов подвески и рулевого управления, неравномерному износу покрышек. Водителю придется тратить больше денег на устранение неисправностей. 
  • Повреждение ГУР — если из гидросистемы будет вытекать масло, это повысит нагрузку на насос. Он будет работать на сухую, перегреется и заклинит. В ЭУР из-за ошибок тоже происходит перегрев электромотора. 

Если не устранить дефект на ранней стадии, придется делать капитальный ремонт рейки и/или насоса гидроусилителя. Это намного дороже, чем заменить поврежденную деталь. Также, возможно, придется ремонтировать тормоза, менять шины и т.п.

Но главное — это заклинивание рейки на ходу, что с высокой вероятностью произойдет при наезде на препятствие. В результате водитель и пассажиры попадут в серьезную аварию. 

Что делать при обнаружении признаков неисправности

Как только водитель обнаружит признаки неисправности, нужно сразу записаться на СТО для диагностики. Параллельно следует проверить уровень масла в бачке ГУР, а также осмотреть видимые части рулевого механизма. 

До визита на станцию техобслуживания лучше не эксплуатировать машину, особенно если руль вращается с большим усилием. 

После полной диагностики рекомендуется устранить все выявленные неисправности. Специалисты не советуют менять один поврежденный компонент, всегда нужно устранять дефекты комплексно. Например, когда делают ревизию насоса ГУР, надо заменить все уплотнители, сальники. 

Заключение

Ни в коем случае нельзя игнорировать признаки, которые свидетельствуют о поломке рулевой рейки. И ни в коем случае нельзя проводить диагностику и ремонт самостоятельно. Такие действия могут привести к серьезным последствиям, вплоть до ДТП с ущербом для жизни и здоровья других людей. 

Как только вы обнаружили перечисленные в этой статье признаки поломки, без промедления обращайтесь в сервисный центр для обслуживания автомобиля. Чем раньше воспользоваться помощью мастера, тем меньше денег уйдет на ремонт.

Рейтинг в яндексе