Выход из строя рулевой рейки может привести к аварии с серьезными последствиями. Минимальные неисправности рулевого управления могут повлиять на безопасность движения. При обнаружении любых внешних признаков неисправностей водитель должен как можно быстрее обратиться на СТО для диагностики и ремонта.
В этой статье разберем основные признаки неисправности рулевой рейки и причины, которые могут их вызвать.
Если говорить простыми словами, рулевая рейка — это главный механизм управления автомобилем, который преобразует вращение руля в движение колес вправо или влево. От нее зависит маневренность автомобиля и соблюдение выбранной траектории движения.
Принцип действия рейки простой: водитель вращает руль, на валу которого размещена цилиндрическая шестерня. Она соединена с зубчатой рейкой, которая перемещается вправо или влево относительно центральной оси машины. Через тяги эти движения передаются на колеса.
Для понимания работы механизма остановимся подробнее на функциях рулевой рейки:
Самостоятельно провести диагностику системы управления без подъемника и специальных инструментов нельзя. Но водитель может обнаружить признаки износа или неисправности по внешним признакам. Рассмотрим их.
Во время езды на автомобиле водитель может слышать щелчки, похрустывание, удары, которые усиливаются при резком вращении руля или при повороте колес на месте.
Они возникают в местах соединения рейки с тягами или в точке зацепления с шестерней на валу руля.
Звуки появляются из-за износа втулок и появления в них люфта, из-за деформации корпуса или разрушения мест крепления к кузову. Также проблема может быть вызвана поломкой рулевых тяг и наконечников.
Если не заняться ремонтом, во время поворота руля колеса может сильно вывернуть в сторону. Кроме того, из-за люфта другие элементы будут изнашиваться быстрее, что удорожает ремонт.
Эту неисправность можно обнаружить при вращении руля. Например, когда водитель крутит рулевое колесо в какую-то сторону, но колеса в ответ начинают двигаться «с опозданием». Дефект возникает из-за износа зубчатой передачи, проблем с втулками, разболтанных креплений наконечников и тяг.
Опасность этой неисправности в том, что теряется точность управления машиной. Если возникнет необходимость в резком повороте (например, в аварийной ситуации), машина отреагирует с замедлением. Кроме того, изменяется положение колес относительно движения машины, следовательно будут быстрее изнашиваться покрышки.
Записаться на бесплатную диагностику рулевой рейки
Дефект проявляется в том, что водителю очень сложно поворачивать руль в одном или обоих направлениях. Также иногда усиление работает неравномерно, то появляется, то пропадает. Дефект обусловлен износом зубчатого колеса и рейки, а также поломкой гидравлической или электрической систем усиления рулевого управления.
Например, может износиться или деформироваться втулка рейки, попасть грязь в шаровые опоры. Гидроусилитель ломается из-за загрязнения или перегрева масла, завоздушивания масляных линий. Электроусилитель выходит из строя из-за обрыва управляющих проводов, поломки датчиков, перегрева электрического мотора.
Если не устранить поломку, водитель не сможет нормально маневрировать. Особенно опасен полный отказ ГУР или ЭУР во время движения автомобиля.
Дефект проявляется только в рулевых рейках, которые оборудованы гидравлическим или электрогидравлическим усилением. Водитель может обнаружить пятна масла под машиной, особенно в районе передних колес. Утечку можно обнаружить по падению уровня масла в бачке, а также следам эмульсии на шлангах гидросистемы.
Уровень рабочей жидкости падает из-за износа сальников, повреждения гидролиний или потери герметичности прокладками. Из-за этого вращать руль будет тяжелее, может полностью сломаться насос из-за чрезмерно интенсивной работы.
Кроме того, эмульсия может негативно повлияют на элементы подвески или попасть на тормозные диски и колодки. Поэтому устранить утечку и восстановить герметичность нужно как можно скорее.
Следующий по порядку признак поломки рулевого управления автомобиля — дрожание руля, которое особенно заметно во время набора скорости или торможения. Вибрация проявляется постоянно или периодически.
Это происходит из-за люфта втулок, разболтанных креплений корпуса рейки, дисбаланса колес. Водитель теряет чувство дороги и быстрее устает во время вождения. Кроме того, вибрации влияют на шаровые опоры, шарниры, стойки и другие элементы подвески. Они изнашиваются и ломаются быстрее.
Поломка рейки проявляется в виде потери прямолинейности движения. Во время езды можно немного отпустить руль. Если есть проблема, машину будет «уводить» вправо или влево. Либо когда после завершения поворота отпустить руль, а он не возвращается в начальное положение.
Такое происходит из-за износа втулок или подклинивания рулевых тяг, а также нарушения развал–схождения колес. Если машина оборудована гидроусилителем, проблема может быть связана с неравномерным давлением масла в двух камерах гидроцилиндра.
Такой дефект опасен тем, что при резком торможении в аварийной ситуации машину поведет в сторону, а покрышки будут изнашиваться неравномерно.
Существуют и другие признаки поломок:
Симптомы могут проявляться самостоятельно или в комплексе. Даже если водитель обнаружит хотя бы один из них, нужно сразу обратиться на СТО для диагностики.
Рассмотрим главные причины, которые приводят к поломке рулевой рейки.
Если ездить с порванным уплотнителем или невовремя заменять жидкость в гидроусилителе руля, рано или поздно рулевое управление полностью выйдет из строя. Ремонт обойдется намного дороже.
Разберем подробнее, что произойдет, если продолжать ездить на автомобиле с неисправной рулевой рейкой:
Если не устранить дефект на ранней стадии, придется делать капитальный ремонт рейки и/или насоса гидроусилителя. Это намного дороже, чем заменить поврежденную деталь. Также, возможно, придется ремонтировать тормоза, менять шины и т.п.
Но главное — это заклинивание рейки на ходу, что с высокой вероятностью произойдет при наезде на препятствие. В результате водитель и пассажиры попадут в серьезную аварию.
Как только водитель обнаружит признаки неисправности, нужно сразу записаться на СТО для диагностики. Параллельно следует проверить уровень масла в бачке ГУР, а также осмотреть видимые части рулевого механизма.
До визита на станцию техобслуживания лучше не эксплуатировать машину, особенно если руль вращается с большим усилием.
После полной диагностики рекомендуется устранить все выявленные неисправности. Специалисты не советуют менять один поврежденный компонент, всегда нужно устранять дефекты комплексно. Например, когда делают ревизию насоса ГУР, надо заменить все уплотнители, сальники.
Ни в коем случае нельзя игнорировать признаки, которые свидетельствуют о поломке рулевой рейки. И ни в коем случае нельзя проводить диагностику и ремонт самостоятельно. Такие действия могут привести к серьезным последствиям, вплоть до ДТП с ущербом для жизни и здоровья других людей.
Как только вы обнаружили перечисленные в этой статье признаки поломки, без промедления обращайтесь в сервисный центр для обслуживания автомобиля. Чем раньше воспользоваться помощью мастера, тем меньше денег уйдет на ремонт.