Авторебус - Ремонт рулевой рейки
г.Москва ул.Адмирала
Корнилова, вл1, бокс № М46-М47

Работаем с 9-00 до 20-00 ежедневно без выходных

Рулевая колонка передает усилие от рулевого колеса на рейку для перемещения колес вправо и влево во время поворота. Даже небольшие дефекты этого механизма влияют на точность управления и могут стать причиной аварии. При обнаружении отклонений от нормальной работы нужно как можно быстрее определить причины проблемы и устранить их.

Из-за сложности и важности механизма самостоятельно водитель может выполнить только простое обслуживание. С более серьезными проблемами нужно обращаться на специализированную СТО. В в этой статье мы разберемся, почему возникают поломки рулевой колонки, как они проявляются и как действовать водителю. 

Что такое рулевая колонка и ее функции

Рулевая колонка представляет собой часть механизма поворота колес и соединяет руль с рейкой. Она состоит из вала, который помещен внутри корпуса. Сам вал оснащен шарнирными и карданными соединениями. 

За счет этого она выполняет несколько задач:

  • Передает крутящий момент и обеспечивает управляемость автомобиля;
  • Повышает удобство водителя за счет регулировки угла и положения руля;
  • Предотвращает травмы при лобовых столкновениях во время ДТП;
  • Необходима для интеграции вспомогательных систем, например, подрулевых переключателей скорости, рычага АКПП (в некоторых моделях), подушек безопасности.

Основные признаки неисправности рулевой колонки

улевая колонка прямо связана с управлением машиной, поэтому ее износ и поломки сразу отражаются на поведении транспортного средства. Неисправности проявляются в виде таких симптомов:

  • Увеличенный люфт руля, его вращение не сразу приводит к реакции колес;
  • Стуки и посторонние шумы в виде хруста, скрежета и щелчков за рулем;
  • Тугое вращение руля и его невозврат в исходное положение после поворота;
  • Невозможность отрегулировать положение рулевого колеса по вылету и высоте;
  • Отказ электроники на руле. 

Обратите внимание, что симптомы по-разному проявляются на разных моделях и марках автомобилей. Например, на машинах с ГУР неисправность колонки можно перепутать с выходом из строя гидроусилителя. В моделях с электроприводом руль может смещаться без воздействия водителя. Для старых российских машин наиболее частыми поломками является люфт и стуки из-за износа соединений и шарниров.

ремонт рулевой колонкидиагностика рулевой колонки

Причины выхода из строя рулевой колонки

после длительной эксплуатации или из-за неправильного регламентного обслуживания. 

По каким причинам этот узел выходит из строя:

  • Естественный износ подвижных деталей, разбивание посадочных мест;
  • Механические повреждения из-за сильных ударов по подвеске или в результате ДТП;
  • Неправильная эксплуатация машины, резкие и экстремальные маневры, езда по некачественным дорогам;
  • Неправильное или несвоевременное регламентное обслуживание;
  • Попадание внутрь колонки пыли и грязи из-за поврежденных уплотнителей. 
  • Дефекты производителя;
  • Тюнинг автомобиля, установка колес или дисков, не соответствующих требованиям производителя. 

Какой бы ни была причина проблемы, необходимо устранить неисправность как можно быстрее, чтобы машина не стала причиной ДТП. 

Когда ремонт необходим: критические ситуации

Из-за особенностей своей конструкции рулевая колонка не выходит из строя внезапно, она изнашивается и ломается постепенно. 

Критическими являются повреждения, которые проявляются в виде таких признаков:

  • Очень сильный люфт руля, который увеличивает время реакции в критических ситуациях;
  • Постоянный хруст, сильный скрип или другие звуки при каждом вращении рулевого колеса;
  • Заклинивание или очень тугое вращение руля, отсутствие фиксации во время движения;
  • Поломка электрических и электронных систем, связанных с рулевой колонкой;
  • Деформация вала вследствие удара или дорожно-транспортного происшествия.

Если не отремонтировать или не заменить рулевую колонку, поломка скажется на точности управления. Постепенно будут изнашиваться другие элементы механизма поворота колес — рейка, подшипники, тяги. Всё это приводит к повышенному риску аварии и удорожанию ремонта. Чем быстрее обратиться в сервисный центр, тем менее тяжелыми будут последствия.

Записаться в сервис на ремонт

Этапы диагностики и ремонта рулевой колонки

При обращении на СТО мастера делают диагностику рулевой рейки. Она состоит из нескольких стадий:

  • Осмотр механизма, во время которого проверяют целостность креплений, оценивают состояние регулировочного механизма, шарнирных соединений;
  • Измерение люфтов и зазоров с помощью специальных инструментов, оценка люфта, проверка на наличие посторонних звуков;
  • Определение технического состояния колонки с помощью диагностического компьютерного оборудования и на вибрационном стенде. 

После определения причины проблемы и согласования порядка ремонта техники приступают к устранению дефектов. 

Весь процесс включает в себя такие этапы:

  1. Демонтаж рулевого колеса, подрулевых переключателей и снятие колонки с автомобиля. 
  2. Разборка узла и оценка состояния деталей. Изношенные компоненты подлежат замене или реставрации.
  3. Ремонт рулевой колонки путем установки новых подшипников и крестовин. В некоторых случаях техники восстанавливают размеры деталей с помощью наплавки, сварки, газодинамического напыления или другими способами. 
  4. Сборка и установка. После завершения ремонта колонку собирают, смазывают и устанавливают в машину. Механики проверяют фиксацию вала и положение руля, а также корректность работы механизма поворота. 

Далее автомобиль тестируют в движении для контроля люфтов и плавности работы рулевого управления. Одновременно контролируют работу электрического оборудования, интегрированного в колонку.

ремонт рулевой колонки ценадиагностика рулевой колонки запись

Возможен ли самостоятельный ремонт?

Рулевая колонка напрямую связана с безопасностью движения, поэтому попытки самостоятельного ремонта могут лишь ухудшить ситуацию. Самостоятельно водитель может только заменить или отреставрировать декоративный кожух, поджать крепления, смазать шарниры и втулки, установить другие рулевые переключатели, если имеет для этого достаточно опыта. 

Более серьезные работы нужно проводить только на СТО. Ремонт в домашних условиях может привести к серьезным негативным последствиям. 

Он невозможен по следующим причинам:

  • Конструкция слишком сложная, для демонтажа и монтажа нужны специальные знания и опыт, иначе можно полностью сломать колонку. 
  • При неаккуратном демонтаже есть риск выстреливания подушки безопасности.
  • Для работы с колонкой нужны специальные съемники, запрессовочные инструменты для подшипников, динамометрические ключи.
  • Ошибки при ремонте и обратной сборке могут привести к неправильной работе рулевого управления.
  • Некоторые неисправности невозможно устранить без наплавки, токарных или фрезерных работ, для чего нужны специальные станки. 

Возможные последствия неквалифицированного ремонта слишком опасны, чтобы экономить на услугах профессиональных механиков. 

Профилактика неисправностей и советы по эксплуатации

Для предотвращения поломок и продления срока службы рулевой колонки водителям необходимо соблюдать несколько несложных правил:

  • Регулярно проверять люфт руля и при увеличении свободного хода ехать на СТО для проверки состояния рулевого управления;
  • Контролировать целостность уплотнителей и пыльников, менять их при повреждении, чтобы внутрь механизма не попадала влага и пыль;
  • Не перегружать рулевое управление резкими ударами по подвеске и экстремальными маневрами;
  • Строго соблюдать рекомендации производителя относительно регламентного обслуживания рулевой колонки, рейки и подвески. 

Вал руля нужно регулярно смазывать и контролировать прочность крепежа. При регулировке лучше соблюдать осторожность. Важно следить за чистотой в салоне, чтобы пыль и мусор не попали внутрь подшипника и втулок вала. 

Заключение

Рулевая колонка — это один из самых важных узлов автомобиля. Она соединяет руль и колеса машины, поэтому от ее исправности зависит безопасность езды. Даже небольшой шум или увеличение люфта должны насторожить водителя. Лучше заехать на диагностику и проверить систему, чем рисковать попаданием в дорожно-транспортное происшествие. 

Во избежание проблем необходимо периодически оценивать состояние рулевого управления и управлять машиной так, чтобы избегать резких нагрузок на подвеску и рейку. 

В этом случае все системы автомобиля будут работать исправно, а водитель намного уменьшит затраты на ремонт.

Рейтинг в яндексе