Содержание:
Течь рулевой рейки — это серьезный дефект, который возникает из-за естественного износа деталей, воздействия агрессивных веществ и механических повреждений, неправильного обслуживания и использования несертифицированных запчастей для ремонта.
Эта поломка серьезно влияет на управляемость машины: руль начинает вращаться «туже», автомобиль хуже слушается руля. В случае полного отказа ГУР возможна авария из-за выхода из строя всего рулевого управления. Это крайне опасно, особенно во время езды на большой скорости. Машина может стать причиной ДТП и причинить ущерб другим участникам движения.
В этой статье мы подробно разберемся, как обнаружить течь рулевой рейки и устранить ее до наступления критических последствий.
На безопасность управления транспортным средством влияет даже минимальная утечка масла из системы гидроусиления рулевого управления. Водитель должен постоянно следить за состоянием этого узла и исследовать его на предмет течи.
Обнаружить ее можно по внешним симптомам, визуально и путем самостоятельной диагностики. Разберем все варианты подробнее.
О наличии течи или других неисправностей рулевой рейки свидетельствуют такие внешние симптомы:
Появление хотя бы одного из этих симптомов требует более тщательной диагностики, в том числе визуальной.
Для поиска течи в рулевом механизме необходимо осмотреть пыльники на рулевой рейке. Если они деформированы или на них конденсируется влага, это говорит об утечке рабочей жидкости.
Кроме того, разгерметизация системы часто происходит в местах соединений трубок и патрубков, а также в районе насоса ГУР и расширительного бачка для рабочей жидкости.
В крайне редких случаях характерный запах и влага могут появиться даже в салоне.
Наиболее точной будет самостоятельная диагностика в домашних условиях или на СТО.
Обнаружить течь рулевой рейки можно по постоянному уменьшению уровня жидкости в бачке ГУР. Если масло приходится доливать часто, это говорит о потере герметичности системой. Также можно понаблюдать за работой рулевого управления при включенном моторе, когда насос создает нужное давление масла. Часто именно в такой момент его выдавливает наружу.
Если течь обнаружить не удается, нужно прибегать к более точным методам:
Рейка рулевого механизма в автомобилях сделана максимально надежной и рассчитана на долгий срок эксплуатации. Она может выйти из строя с утечкой масла по нескольким причинам, которые мы подробнее рассмотрим далее.
Уплотняющие элементы из эластичных материалов герметизируют шток и другие подвижные детали механизма поворота колес. Они могут потерять эластичность из-за длительной эксплуатации, естественного старения материала, контакта с грязью и реагентами, перегрева масла.
В результате в резине или силиконе появляются микродефекты, через которые постепенно просачивается масло. Рано или поздно течь становится больше, поэтому ремонтировать рейку лучше сразу после обнаружения поломки.
Из-за расположения рейки под днищем авто она постоянно контактирует с дождевой и талой водой, солью и антигололедными реагентами, ГСМ и другими агрессивными веществами. Кроме того, она страдает из-за контакта с камнями и при ударах.
Эти факторы приводят к деформации или коррозии. Течь чаще возникает из-за коррозии штока, который повреждает уплотнитель, при своевременном обнаружении такой дефект устранить легче. Поврежденный корпус — это крайне опасная поломка, которая требует немедленной замены механизма.
Для подачи масла от насоса к гидроцилиндру используются шланги высокого давления. Так как они работают под высокой нагрузкой, может появиться течь в местах их соединения с патрубками, например, из-за ослабления обжимных хомутов. Также появляются трещины в самих трубках по причине износа резины.
Подобные утечки при их обнаружении можно устранить путем протяжки соединений и замены шлангов. Главное, найти дефект до наступления критических последствий.
В систему ГУР нужно заливать только масло, рекомендованное производителем. Если использовать несовместимую рабочую жидкость, она будет разъедать уплотнители и загрязнять систему. Ее вязкость при разных температурах может не соответствовать требованиям производителя насоса. В результате многие узлы рулевого механизма будут повреждены и потребуют замены.
Не нужно экономить на масле для гидроусилителя, так как можно потратить намного больше денег на последующий капитальный ремонт рейки и насоса.
Если устанавливать рейку самостоятельно или с помощью неквалифицированных помощников, могут возникнуть протечки из-за несоблюдения усилия затяжки шлангов и болтов крепления. В результате появляются микротрещины и повреждения прокладок, перекос или изгиб трубок, что приводит к утечка масла.
Слишком большое давление масла может привести к обрыву шланга или повреждению уплотнителей. Часто такое происходит из-за поломки насоса или регулятора давления. Система ГУР выходит из строя и требует ремонта.
Утечку масла, какой бы незначительной она ни была, нужно устранять сразу после ее выявления. Даже небольшое промедление и продолжение езды может привести к серьезным последствиям. Остановимся на них подробнее.
Недостаток масла ухудшает работу гидроусилителя руля, из-за чего вращать руль становится тяжелее. Особенно сложно маневрировать во время парковки и движения на низкой скорости.
Дефект ГУР приводит к снижению точности управления, поэтому водитель не сможет вовремя среагировать на изменение дорожной обстановки. Из-за этого он может попасть в ДТП и причинить ущерб окружающим.
Недостаток масла, которое утекает через трещины, вызывает повышение нагрузки на насос гидроусиления руля. Это приводит к повышению трения, перегреву вращающихся деталей, быстрому износу. Устройство может заклинить полностью, поэтому его придется менять.
Поиск и устранение утечки обычно обходится намного дешевле, чем покупка или восстановление насоса гидроусилителя руля.
Так как масла в системе будет недостаточно, подвижные детали будут сильнее тереться друг о друга, что приводит к повышенному износу. Кроме того, выходят из строя сальники, втулки, направляющие. В рулевой рейке появляется люфт, который снижает точность управления машиной.
Если вовремя не устранить течь, рано или поздно придется делать капитальный ремонт всей рейки или устанавливать новый механизм поворота колес.
Главная опасность в том, что водитель хуже контролирует машину. Он не может так же легко и точно вращать руль на высокой скорости, маневрировать по снегу и льду, резко изменять направление движения для предотвращения столкновения.
Небольшая течь масла может привести к аварии или наезду на пешехода, другим негативным последствиям.
Самостоятельно отремонтировать рейку без необходимых навыков и оборудования невозможно. При появлении признаков течи нужно сразу обратиться на СТО для диагностики, а после подтверждения дефекта — устранить его в сервис центре.
Способ ремонта зависит от характера неисправности. Ниже рассмотрим основные технологии, которые применяют мастера.
Изношенные и дефектные уплотняющие элементы не удерживают масло под давлением и не защищают от воды и грязи, которая может попасть внутрь рулевого механизма. Их нужно менять на новые сразу после обнаружения повреждения.
Для этого рейку снимают с транспортного средства, разбирают, затем устанавливают новые сальники. После обратной сборки механизм проверяют на герметичность на стенде.
В некоторых случаях нужно одновременно отшлифовать или заменить шток гидроцилиндра, который может быть поврежден коррозией или абразивами. Обратите внимание, что выполнить разборку-сборку самостоятельно без специальных инструментов невозможно.
Полноценный ремонт или замена корпуса нужны только в исключительных случаях при механических повреждениях, сильной коррозии или износе. Для этого используют аргонную сварку, устанавливают другие бушинги и втулки.
Это очень трудоемкий ремонт. В большинстве случаев дешевле и быстрее купить новую или восстановленную рейку в магазинах запчастей и установить ее на машину.
Если утечки возникли в местах соединения шлангов, это может произойти из-за ослабления креплений. В этом случае достаточно подтянуть хомуты, заменить шайбы или растрескавшиеся трубки.
Устранить течь в рейке можно с помощью специальных добавок в масло, которые восстанавливают эластичность прокладок и герметизируют микротрещины. Плюсами этого способа будет быстрота и дешевизна.
Но минусов намного больше:
Герметик может быть временным решением до тех пор, пока владелец авто не обратится в сервис-центр для квалифицированного ремонта.
Если диагностика обнаружила большое количество трещин и дефектов, следы износа на втулках и штоке, деформацию корпуса или сильный люфт, лучше менять рейку полностью.
Возможны два варианта:
Такой сложный ремонт будет дороже, однако новая рейка даст более длительную гарантию, что рулевое управление будет работать исправно.
Ремонтировать рейку на специализированных СТО рекомендуется во всех случаях, особенно если у владельца машины нет соответствующих знаний, опыта, инструментов и приспособлений.
Мастер может оказать помощь в случае, если течь нельзя локализовать визуально, рейку невозможно снять без подъемника, для ее диагностики нужен гидростенд.
Так как рейка напрямую влияет на безопасность езды, лучше доверить ее обслуживание профессионалам в этой сфере.
Производители изначально делают рейку износостойкой и надежной. Она рассчитана на эксплуатацию в течение 100 тыс. и более километров пробега. Продлить время ее службы и избежать появления течей можно, если придерживаться нескольких простых советов.
Техническое обслуживание рулевого механизма состоит из таких операций:
Обратите внимание, что течь может проявляться в виде запотевания поверхности. В этом случае лучше заехать на СТО, где мастера просто подтянут соединение даже без демонтажа рейки.
Обслуживание рейки рекомендуется проходить как минимум раз в году или чаще, в зависимости от пробега.
Необходимо постоянно проверять уровень масла для ГУР в расширительном бачке, также важно следить за его состоянием. Жидкость должна быть прозрачной и желтого или красного цвета. Почернение, появление посторонних запахов или падение уровня — признаки неисправности.
Обратите внимание, что доливать нужно то же масло, что было залито в систему изначально. Полную замену рекомендуют проводить раз в 50 тыс. км пробега или каждые 2 года.
В процессе эксплуатации рейки постепенно изнашиваются ее уплотнители, шланги для подачи масла, хомуты и шайбы. Их необходимо периодически менять на новые, чтобы избежать течей.
Еще один важный совет — аккуратная езда. Во избежание поломок рулевого механизма нужно придерживаться таких советов:
Даже минимальная течь рулевой рейки должна насторожить водителя. При обнаружении признаков неисправности необходимо как можно быстрее посетить сервис-центр, сделать диагностику и отремонтировать этот механизм.
Крайне нежелательно устранять дефект самостоятельно. Неквалифицированные вмешательство сделает езду небезопасной и может стать причиной ДТП.