Содержание:
Рулевую рейку стали использовать как элемент управления автомобилем с середины прошлого века, когда она пришла на смену большим и надежным механизмам с червячной передачей. Она стала популярной благодаря простоте конструкции и компактности, поэтому используется в несколько измененном виде и сейчас.
Но инженеры компаний-производителей продолжают работу над совершенствованием этого механизма. От него зависит безопасность езды, комфорт управления машиной, точность маневрирования. На смену популярным гидравлическим и электрогидравлическим устройствам приходят полностью электронные механизмы, в которых даже отсутствует прямая механическая связь между рулем и колесами.
В статье рассмотрим, как происходила эволюция рулевых реек и куда направлены усилия для дальнейшего развития этого механизма.
Классическая рулевая рейка состоит из непосредственно рейки с зубцами и шестерни, которая надета на рулевой вал. Эти две детали находятся в зацеплении и взаимодействуют друг с другом. При повороте рулевого колеса вправо или влево вращательное движение преобразуется в поступательное, передавая его на колеса через рулевые тяги.
Конструктивно узел поворота колес состоит из таких компонентов:
Принцип работы заключается в том, что мускульное усилие водителя напрямую через шестерню и рейку передается на колеса. Дополнительное усиление не предусмотрено, из-за чего маневрировать на месте сложнее. Приходится прикладывать большие усилия для вращения руля.
В чем плюсы механических реек:
Главный минус состоит в отсутствии усиления, а также сильной обратной связи. При езде по неровностям и ударах колес все вибрации передаются на руль. Кроме того, такую рейку нельзя интегрировать в современные электронные системы безопасности.
Механические рейки в 2025 году используют только на устаревших и самых дешевых автомобилях. Все новые транспортные средства делают с усилением или заменяют механику на электронику.
Рулевые рейки с гидроусилителем руля (ГУР) начали появляться в 1950-е годы прошлого века. Усиление понадобилось в связи с увеличением габаритов транспортных средств, размеров покрышек. Нагрузка на колеса сильно увеличилась, из-за чего водитель уже не мог комфортно управлять машиной, особенно при маневрировании на парковке.
Механическая часть рулевого механизма осталась прежней, но инженеры добавили систему гидроусиления.
Она состоит из таких компонентов:
Насос в ГУР работает постоянно и поддерживает нужное давление гидроэмульсии. При вращении руля жидкость попадает в полуцилиндр и давит на поршень, который двигает шток в нужном направлении. Тот толкает колесо из-за чего водителю не нужно прикладывать больших усилий для управления машиной.
Плюсы рулевых реек с ГУР:
Основной недостаток — более сложная конструкция. Из-за этого механизм стоит дороже и требует внимательного обслуживания. Кроме того, насос ГУР работает постоянно, поэтому двигатель частично теряет мощность, расходуется чуть больше топлива.
Еще один минус в том, что ГУР также нельзя полностью интегрировать с электронными системами управления и бортовым компьютером машины.
В начале XXI века на автомобили стали массово устанавливать электрогидравлические рейки или ЭГУР. Этот механизм поворота похож на классический ГУР, но насос вращается не благодаря ДВС, а с помощью собственного электромотора.
Гидравлическая передача усилия сохраняется, но давление масла создается только тогда, когда это необходимо при маневрировании. Двигатель автомобиля не теряет мощности. Кроме того, мотор легче интегрировать с бортовым компьютером.
Электрическая рулевая рейка — одна из наиболее новых конструкций. ЭУР и EPS отличается от классической «гидравлики» тем, что в ней полностью отсутствуют цилиндр, насос и циркулирующее масло.
Особенности конструкции:
Преимущества ЭГУР и ЭУР по сравнению с гидравлической рейкой:
Недостаток этих систем — высокая стоимость по сравнению с механическими и гидравлическими аналогами. Кроме того, электроника плохо переносит влагу и пыль, поэтому все компоненты нужно тщательно защищать от внешних воздействий.
Еще один минус — уменьшение «обратной связи» от дороги, что может не понравиться некоторым водителям. Они, по их словам, хуже «чувствуют машину».
Дальнейшее развитие электрических и электронных систем направлено на увеличение количества датчиков и ассистентов, которые контролируют движение машины.
В рулевых рейках EPS используют датчики крутящего момента и угла поворота, которые могут фиксировать усилие и направление поворота колес. Руководит всем процессом электронный блок управления, который может также собирать информацию с других систем машины.
В результате рейка полностью интегрируется с ADAS, что дает много возможностей:
Как инновационные технологии могут повлиять на безопасность и комфорт управления машиной:
В современных технологиях уже внедряются различные электронные системы:
В автомобилях моделей Infiniti Q50, Lexus RZ уже установлена система Steer-by-Wire. Это полностью электронный механизм поворота колес. Руль не соединен с рейкой механически. Команды передаются по кабелю, а обратную связь обеспечивают искусственно.
В последних моделях автомобилей и концептах рулевая рейка полностью интегрируется с электроникой транспортного средства. В будущем производители полностью откажутся от механики в пользу Steer-by-Wire. Это даст возможность интегрировать ее с беспилотными системами. Машина будет маневрировать точно и плавно даже без участия водителя.
Следующий этап развития — это подключение к управлению машиной роботов. ИИ будет самостоятельно анализировать обстановку на дороге и помогать водителю избегать столкновений, регулируя режимы работы руля. Например, настраивать чувствительность и жесткость.
В будущем рулевую рейку объединят с другими электронными системами машины, в том числе тормозами, подвеской и другими, чтобы все они функционировали синхронно друг с другом.
Все эти нововведения дадут много преимуществ:
Но переход на электронику имеет и недостатки:
Несмотря на эти минусы, преимуществ от электронных систем управления больше, особенно с точки зрения полностью автономной езды на автопилоте. Поэтому работа над ними продолжается.
Рулевая рейка из простого механического устройства уже превратилась в сложный узел, который состоит из электронных и электрических компонентов. Это естественный процесс, обусловленный увеличением размеров машин, скоростей и плотности движения.
Электроника позволила усовершенствовать управление и сделать его более безопасным за счет интеграции с ADAS. Водителю проще маневрировать на месте, безопаснее ехать по дороге, руль адаптируется под разные стили и режимы движения.
В будущем этот процесс продолжится вплоть до полной замены классической рулевой рейки на steer-by-wire, которое будет интегрировано с автопилотом.