Авторебус - Ремонт рулевой рейки
г.Москва ул.Адмирала
Корнилова, вл1, бокс № М46-М47

Работаем с 9-00 до 20-00 ежедневно без выходных

Гидроусилитель руля уменьшает усилие, которое нужно прилагать водителю для управления автомобилем. От его работы зависит точность управления и безопасность эксплуатации машины. Поломка ГУР может полностью вывести рулевое управление из строя и спровоцировать аварию. 

Надежность этого механизма напрямую зависит от качества и регулярности ТО рулевого управления. Если водитель несвоевременно меняет жидкость, льет некачественное масло или не обслуживает насос, ГУР не будет работать правильно, а водитель не сможет точно управлять машиной. 

В этой статье разберемся, как проводить техническое обслуживание рулевого управления с системой гидравлического усиления.

Что такое ГУР и как он работает

Гидроусилитель рулевого управления или ГУР — это гидросистема, которая снижает усилие, прилагаемое для поворота колес. Для этой цели в рулевой рейке установлен гидроцилиндр. Благодаря ему водитель может легко маневрировать, особенно на месте и во время парковки. 

ГУР состоит из следующих компонентов:

  • Насос, который создает нужное давление масла и подает его с нужной скоростью в рабочие камеры гидроцилиндра.
  • Бачок, в котором хранится излишек рабочей жидкости. Он нужен для компенсации увеличения объема и фильтрации масла.
  • Золотник с торсионом — распределительный механизм, который подает поток масла в нужный цилиндр в зависимости от положения рулевого колеса.
  • Рейка — механический узел, который трансформирует вращательное движение в поступательное и передает его через тяги к колесам.
  • Шланги и клапаны — необходимы для подачи масла и его возврата после выполнения работы. 

Принцип работы ГУР достаточно простой. Насос ГУР работает постоянно и создает нужное давление масла. При прямолинейном движении клапаны закрыты, но при повороте руля торсион открывает нужный клапан и подает масло в соответствующую рабочую камеру цилиндра. Жидкость под давлением давит на поршень, который перемещает шток. Он, в свою очередь, помогает разворачивать колеса в нужном направлении. Далее по обратной магистрали масло возвращается в бачок и уходит на следующий цикл. 

Обратите внимание, что система ГУР работает только при включенном моторе, так как насос функционирует за счет ДВС. Существуют модификации ЭГУР, у которых для вращения вала насоса используется собственный электромотор. Принцип работы гидравлической части в этом случае сохраняется прежним.

гидроусилитель рулевого управлениядиагностика гидроусилителя руля автомобиля

Признаки необходимости ТО или ремонта

Система гидроусиления устроена так, что не ломается внезапно. Чаще всего она изнашивается постепенно. 

Причем развитие дефектов сопровождается внешними признаками:

  • Посторонние звуки в виде воя или гула при повороте руля. Этот шум говорит о недостаточном уровне масла в системе или износе насоса. 
  • Тугое вращение руля. Уменьшение усиления или рывковая работа связаны с неисправностями насоса, заклиниванием распределительного механизма или ослабленным ремнем на шкиве. 
  • Утечки жидкости. Их можно обнаружить в виде темных пятен или влажных следов на трубках, насосе, рулевой рейке, на асфальте после длительного нахождения на парковке. 
  • Неравномерная работа ГУР. Причиной этого явления могут быть пузырьки в масле, грязная или потерявшая свои свойства рабочая жидкость. 
  • Потемнение масла ГУР и запах горелого. Возникает при перегреве системы. 

Игнорировать эти симптомы ни в коем случае нельзя. Постепенно усиление будет падать, из-за чего снижается управляемость системы. Насос перегреется и заклинит, что приведет к серьезному повреждению механизмов. Падение уровня масла также вызовет отказ усиления. 

Весь рулевой механизм будет изнашиваться быстрее, что увеличит стоимость его последующего технического обслуживания или ремонта. Как только владелец машины обнаружит проблему, нужно как можно быстрее ехать на СТО для диагностики и ремонта.

Записаться на диагностику ГУР

Регламент и сроки обслуживания

Система гидроусиления рулевого управления рассчитана на длительную работу и не требует частого обслуживания. Однако производители рекомендуют строго соблюдать технические регламенты, чтобы избежать чрезмерного износа и неожиданных поломок. 

Точные сроки зависят от марки и модели автомобиля, но в среднем нужно придерживаться таких советов:

  • Визуально проверять состояние рулевого управления и оценивать состояние жидкости нужно при каждом плановом ТО, на котором заменяют моторное масло. То есть раз в 5–10 тыс. км. 
  • Заменять жидкость ГУР желательно каждые 50–60 тыс. км или раз в 3 года, если автомобиль эксплуатируется мало. 
  • Проверять привод насоса нужно раз в год и менять ремень, если на нем обнаружены следы сильного износа или повреждения;
  • Контролировать состояние шлангов для подачи масла нужно при каждом плановом обслуживании автомобиля. 

Указанные выше и в технических регламентах сроки могут сокращаться в следующих случаях:

  • Машина эксплуатируется очень интенсивно и в сложных условиях — ездит в пробках или по бездорожью, в зимнее время и при высокой температуре;
  • Водитель использует неоригинальную жидкость или масло неизвестного производителя, которое быстро теряет свои свойства;
  • Владелец автомобиля агрессивно водит машину, часто держит руль в крайних положениях, что приводит к повышению давления и перегреву насоса. 

Необходимо регулярно оценивать качество масла и проверять состояние системы, чтобы своевременно менять расходники и устранять дефекты до момента, когда они перерастут в серьезные поломки.

Записаться на ремонт ГУР

Основные этапы ТО ГУР

Процесс технического обслуживания гидроусилителя руля можно разделить на несколько этапов.

Проверка уровня масла и его состояния

Визуально контролировать уровень масла в бачке нужно периодически во время эксплуатации машины. Оценивать состояние жидкости нужно каждые 10 тыс. км пробега во время планового ТО. 

Масло ГУР должно быть прозрачным, не мутным, не иметь посторонних включений, пены и запаха гари. Если его уровень постоянно падает, скорее всего, где-то происходит утечка. Необходимо проверить герметичность системы. 

Замена рабочей жидкости

Если состояние масла неудовлетворительное, его необходимо заменить. Эту процедуру проводят двумя способами:

  • Частичная откачка рабочей жидкости из бачка шприцем и доливка нового масла до тех пор, пока оно не станет чистым и прозрачным. Это более простой вариант, после которого не нужно прокачивать систему для удаления воздуха.
  • Полная замена. Жидкость сливают через обратную магистраль, промывают систему и заливают новую. После этого необходимо прокачать систему, чтобы удалить воздух и обеспечить правильную работу гидроусилителя руля. 

Для прокачки необходимо вывесить колеса и повернуть несколько раз руль вправо и влево до упора. Повторять процедуру нужно до тех пор, пока в бачке не перестанут появляться пузырьки. 

Осмотр шлангов и насосов

Проверять состояние трубок высокого давления и соединительных патрубков необходимо при плановом прохождении ТО. На них не должно быть трещин, сломанных хомутов, капель масла. Также трещины могут быть в расширительном бачке. 

Насос ГУР должен работать без свиста и гула, особенно при поворотах колес в крайние положения. Ремень должен быть натянут и не иметь повреждений. Если обнаружены проблемы, их необходимо устранить или установить новую деталь. 

Проверка рейки и других компонентов 

При каждом техническом обслуживании ГУР нужно проверять и состояние рейки. В этот процесс входят:

  • Осмотр пыльников — если внутри обнаружится масло, это говорит об износе сальников. Нужно менять уплотнители и сами гофры, если они повреждены. 
  • Проверка люфтов рулевых тяг — наличие большого свободного хода говорит об износе и необходимости ремонта;
  • Контроль сход-развала — неравномерный износ шин говорит о неправильном угле установки колес. Нужно настроить его, чтобы снизить нагрузку на рулевое управление. 

В случае обнаружения сильных потеков, люфта штока или заеданий руля нужна серьезная диагностика и ремонт. 

После технического обслуживания нужно некоторое время тщательно следить за уровнем и состоянием масла, легкостью вращения руля и отсутствием посторонних шумов. 

Где проходить обслуживание: сервис или своими силами

Система гидроусиления руля — сложный механизм, поэтому обслуживать его самостоятельно невозможно. В домашних условиях владелец авто может выполнить только несколько действий:

  • Проверить уровень масла в расширительном бачке. Если его будет мало, долить выше отметки MIN, но не больше MAX.
  • Оценить цвет и состояние жидкости. Она должна быть прозрачной, красного или зеленого оттенка. Потемнение, запах гари или посторонние включения говорят о поломке или необходимости замены.
  • Осмотреть шланги и насос ГУР, чтобы обнаружить подтеки масла.
  • Проверить состояние ремня и шкивов, которые соединяют ДВС и насосом гидроусилителя. 

Для глубокой диагностики и ремонта нужно обращаться в специализированный сервисный центр. Они выполняют следующие работы:

  • Устраняют протечки гидроцилиндра и насоса путем замены сальников или других уплотнителей, а также установки новых деталей или реставрации существующих;
  • Заменяют приводной ремень или шкивы, которые в современных автомобилях имеют ограниченный доступ;
  • Полностью заменяют масло в системе, промывая ее специальными жидкостями. 

Самостоятельный ремонт без специальных инструментов невозможен. Необходимо иметь подъемник, динамометрические ключи и специальные съемники, стенд для тестирования и другие сложные приспособления. 

Профилактика неисправностей

Избежать быстрого износа гидроусилителя и рейки можно, если придерживаться несложных правил во время эксплуатации автомобиля. Рассмотрим основные из них:

  • Не нужно держать колеса в крайних положениях длительное время без необходимости. Это приводит к сильному повышению давления в системе и перегреву насоса ГУР;
  • Контролируйте уровень жидкости в бачке и регулярно доливайте масло нужно типа, нельзя смешивать расходники разных производителей;
  • Меняйте рабочую жидкость в ГУР каждые 50–60 тыс. км, при потере маслом своих свойств, потемнении, появлении запаха гари;
  • Перед началом поездки зимой прогревайте машину, чтобы масло приобрело нужную вязкость и не перегружало насос;
  • Во время езды избегайте наездов на препятствия и бордюры на большой скорости, чтобы снизить нагрузку на корпус рейки и подвеску;
  • Регулярно проверяйте ремень отбора мощности, так как изношенный привод может привести к отказу насоса и системы ГУР в целом. 

Для увеличения срока эксплуатации системы используйте только рекомендованные производителем расходные материалы, поддерживайте нужное давление в шинах и своевременно проходите плановые обслуживания. Проводите диагностику системы при обнаружении малейших признаков неисправностей.

Заключение

Правильно работающая система гидроусиления руля обеспечивает комфортное и безопасное управление автомобилем. Регулярные регламентные работы позволяют избежать поломок во время поездки и снижают стоимость ремонта, а также продлевают срок эксплуатации механизмов. 

В случае обнаружения признаков проблем или для регламентных обслуживаний выбирайте только специализированные СТО. Они дают гарантию на свою работу и используемые расходники. Не пытайтесь устранить проблему самостоятельно, так как это может привести к отказу рулевого управления и аварии.

Рейтинг в яндексе