Содержание:
Гидроусилитель руля уменьшает усилие, которое нужно прилагать водителю для управления автомобилем. От его работы зависит точность управления и безопасность эксплуатации машины. Поломка ГУР может полностью вывести рулевое управление из строя и спровоцировать аварию.
Надежность этого механизма напрямую зависит от качества и регулярности ТО рулевого управления. Если водитель несвоевременно меняет жидкость, льет некачественное масло или не обслуживает насос, ГУР не будет работать правильно, а водитель не сможет точно управлять машиной.
В этой статье разберемся, как проводить техническое обслуживание рулевого управления с системой гидравлического усиления.
Гидроусилитель рулевого управления или ГУР — это гидросистема, которая снижает усилие, прилагаемое для поворота колес. Для этой цели в рулевой рейке установлен гидроцилиндр. Благодаря ему водитель может легко маневрировать, особенно на месте и во время парковки.
ГУР состоит из следующих компонентов:
Принцип работы ГУР достаточно простой. Насос ГУР работает постоянно и создает нужное давление масла. При прямолинейном движении клапаны закрыты, но при повороте руля торсион открывает нужный клапан и подает масло в соответствующую рабочую камеру цилиндра. Жидкость под давлением давит на поршень, который перемещает шток. Он, в свою очередь, помогает разворачивать колеса в нужном направлении. Далее по обратной магистрали масло возвращается в бачок и уходит на следующий цикл.
Обратите внимание, что система ГУР работает только при включенном моторе, так как насос функционирует за счет ДВС. Существуют модификации ЭГУР, у которых для вращения вала насоса используется собственный электромотор. Принцип работы гидравлической части в этом случае сохраняется прежним.
Система гидроусиления устроена так, что не ломается внезапно. Чаще всего она изнашивается постепенно.
Причем развитие дефектов сопровождается внешними признаками:
Игнорировать эти симптомы ни в коем случае нельзя. Постепенно усиление будет падать, из-за чего снижается управляемость системы. Насос перегреется и заклинит, что приведет к серьезному повреждению механизмов. Падение уровня масла также вызовет отказ усиления.
Весь рулевой механизм будет изнашиваться быстрее, что увеличит стоимость его последующего технического обслуживания или ремонта. Как только владелец машины обнаружит проблему, нужно как можно быстрее ехать на СТО для диагностики и ремонта.
Система гидроусиления рулевого управления рассчитана на длительную работу и не требует частого обслуживания. Однако производители рекомендуют строго соблюдать технические регламенты, чтобы избежать чрезмерного износа и неожиданных поломок.
Точные сроки зависят от марки и модели автомобиля, но в среднем нужно придерживаться таких советов:
Указанные выше и в технических регламентах сроки могут сокращаться в следующих случаях:
Необходимо регулярно оценивать качество масла и проверять состояние системы, чтобы своевременно менять расходники и устранять дефекты до момента, когда они перерастут в серьезные поломки.
Процесс технического обслуживания гидроусилителя руля можно разделить на несколько этапов.
Проверка уровня масла и его состояния
Визуально контролировать уровень масла в бачке нужно периодически во время эксплуатации машины. Оценивать состояние жидкости нужно каждые 10 тыс. км пробега во время планового ТО.
Масло ГУР должно быть прозрачным, не мутным, не иметь посторонних включений, пены и запаха гари. Если его уровень постоянно падает, скорее всего, где-то происходит утечка. Необходимо проверить герметичность системы.
Замена рабочей жидкости
Если состояние масла неудовлетворительное, его необходимо заменить. Эту процедуру проводят двумя способами:
Для прокачки необходимо вывесить колеса и повернуть несколько раз руль вправо и влево до упора. Повторять процедуру нужно до тех пор, пока в бачке не перестанут появляться пузырьки.
Осмотр шлангов и насосов
Проверять состояние трубок высокого давления и соединительных патрубков необходимо при плановом прохождении ТО. На них не должно быть трещин, сломанных хомутов, капель масла. Также трещины могут быть в расширительном бачке.
Насос ГУР должен работать без свиста и гула, особенно при поворотах колес в крайние положения. Ремень должен быть натянут и не иметь повреждений. Если обнаружены проблемы, их необходимо устранить или установить новую деталь.
Проверка рейки и других компонентов
При каждом техническом обслуживании ГУР нужно проверять и состояние рейки. В этот процесс входят:
В случае обнаружения сильных потеков, люфта штока или заеданий руля нужна серьезная диагностика и ремонт.
После технического обслуживания нужно некоторое время тщательно следить за уровнем и состоянием масла, легкостью вращения руля и отсутствием посторонних шумов.
Система гидроусиления руля — сложный механизм, поэтому обслуживать его самостоятельно невозможно. В домашних условиях владелец авто может выполнить только несколько действий:
Для глубокой диагностики и ремонта нужно обращаться в специализированный сервисный центр. Они выполняют следующие работы:
Самостоятельный ремонт без специальных инструментов невозможен. Необходимо иметь подъемник, динамометрические ключи и специальные съемники, стенд для тестирования и другие сложные приспособления.
Избежать быстрого износа гидроусилителя и рейки можно, если придерживаться несложных правил во время эксплуатации автомобиля. Рассмотрим основные из них:
Для увеличения срока эксплуатации системы используйте только рекомендованные производителем расходные материалы, поддерживайте нужное давление в шинах и своевременно проходите плановые обслуживания. Проводите диагностику системы при обнаружении малейших признаков неисправностей.
Правильно работающая система гидроусиления руля обеспечивает комфортное и безопасное управление автомобилем. Регулярные регламентные работы позволяют избежать поломок во время поездки и снижают стоимость ремонта, а также продлевают срок эксплуатации механизмов.
В случае обнаружения признаков проблем или для регламентных обслуживаний выбирайте только специализированные СТО. Они дают гарантию на свою работу и используемые расходники. Не пытайтесь устранить проблему самостоятельно, так как это может привести к отказу рулевого управления и аварии.