Исправная рулевая рейка – забота не только о комфорте, но и о безопасности. Одной из самых частых причин выхода из строя этого узла является износ сальников. Резиновые уплотнители со временем дубеют, трескаются и начинают пропускать гидравлическую жидкость, что приводит к ухудшению работы усилителя руля и потенциально к дорогостоящему ремонту. Данное руководство подробно расскажет, как самостоятельно провести замену сальников рулевой рейки на автомобилях Ford Focus второго поколения (а также во многом схожих моделей первого и третьего). Инструкция составлена с акцентом на практичность и поможет сэкономить значительную сумму на услугах сервиса.
Признаки неисправности сальников рулевой рейки
Вовремя обнаруженная проблема позволит избежать более серьезных последствий. Обратите внимание на следующие симптомы, указывающие на износ сальников рулевой рейки Ford Focus:
- Течь жидкости ГУР. Это основной и самый очевидный признак. Маслянистая, часто красноватая или желтоватая жидкость будет скапливаться на пыльниках рулевых тяг, стекать на защиту картера или асфальт под центральной частью автомобиля.
- Снижение уровня жидкости в бачке ГУР. Постоянное падение уровня жидкости в расширительном бачке гидроусилителя руля – прямое следствие утечки. Регулярная доливка является лишь временной мерой.
- Тяжелое вращение руля, особенно на месте или на малых скоростях. Это происходит из-за падения давления в системе из-за утечки жидкости и подсасывания воздуха.
- Посторонние звуки. При неисправности сальников часто слышен вой или гул насоса ГУР, вызванный работой на сухую или с наличием воздушных пробок. Также может появиться скрип или хруст при повороте руля.
- Рулевое колесо стало более «вялым» или появился повышенный люфт.
Обнаружение даже одного из этих симптомов – повод для немедленной диагностики рулевого управления.
Записаться на диагностику рулевой рейки


Пошаговая инструкция по замене сальников рулевой рейки Ford Focus
Эта работа требует определенных технических навыков, аккуратности и наличия инструмента. Вам понадобятся: домкрат и подставки или подъемник/смотровая яма, набор гаечных ключей и головок (включая торцевые и накидные), съемник рулевых тяг (желательно универсальный или конкретно для Focus), пассатижи, чистая ветошь, емкость для слива жидкости, новый ремкомплект сальников и новая жидкость ГУР, рекомендованная производителем (например, Pentosin CHF 11S или ее аналог).
Подготовка автомобиля
- Загоните автомобиль на смотровую яму, установите его на ровную площадку, зафиксируйте колеса противооткатными башмаками и поднимите переднюю часть с помощью домкрата. Для удобства лучше снять передние колеса.
- Обесточьте бортовую сеть, отсоединив отрицательную клемму аккумулятора.
Демонтаж рулевой рейки
- Слив жидкости ГУР. Подставьте емкость под рейку. Ослабьте хомуты и отсоедините шланги, идущие к рулевой рейке. Дайте жидкости стечь. Для полного слива можно несколько раз повернуть руль от упора до упора.
- Отсоединение рулевых тяг. Снимите защитные колпачки с шаровых шарниров рулевых тяг. Используя съемник, аккуратно отсоедините рулевые тяги от поворотных кулаков. Бить по съемнику молотком не рекомендуется – это может повредить резьбу и пыльник.
- Отсоединение карданного вала рулевой колонки. В салоне, под рулевой колонкой, найдите место соединения карданного вала с рейкой. Открутите болт стяжного хомута и отсоедините вал.
- Откручивание креплений рейки. Рулевая рейка крепится к подрамнику двумя мощными болтами. Надежно зафиксируйте рейку, чтобы она не упала, и открутите эти болты.
- Снятие рейки с автомобиля. Аккуратно, не перегибая и не дергая оставшиеся трубки, выньте рейку вместе с тягами наружу. Это самый трудоемкий этап, требующий внимания.
Н3 Разборка рулевой рейки и замена сальников
- Очистка деталей. Тщательно очистите корпус рейки от грязи и старой смазки. Чистота – критически важное условие для успешной сборки.
- Снятие рулевых тяг. Отметьте мелом или маркером положение тяг относительно резьбовых окончаний рейки, чтобы при сборке выставить правильный угол схождения. Затем открутите контргайки и свинтите тяги.
- Разборка рейки. Аккуратно снимите стопорные кольца и пыльники. Используя подходящий инструмент (отвертку с тупым концом, съемник для сальников), извлеките старые сальники. Делайте это крайне осторожно, чтобы не повредить зеркало вала и посадочные места в корпусе рейки. Все детали промойте и осмотрите на предмет износа и задиров. Особое внимание уделите состоянию золотникового вала.
Установка новых сальников
- Подготовка новых деталей. Новые сальники из ремкомплекта смажьте чистой жидкостью ГУР. Это облегчит посадку и защитит их от повреждения в первые секунды работы.
- Тонкости установки. Запрессовывайте сальники строго равномерно, используя оправку подходящего диаметра (например, головку нужного размера). Ни в коем случае не забивайте их молотком напрямую – это гарантированно повредит уплотнение. Следите за тем, чтобы сальник встал в посадочное место ровно, без перекосов.
Обратная сборка и установка рейки на место
Сборка производится в обратном порядке.
- Установите все новые сальники и пыльники из ремкомплекта.
- Аккуратно соберите рейку, не повредив новые уплотнения острыми кромками вала.
- Установите рейку на автомобиль, подключите карданный шарнир, затяните крепежные болты с моментом, указанным в руководстве.
- Прикрутите рулевые тяги, ориентируясь на сделанные ранее метки.
- Подсоедините трубки и шланги ГУР, затяните хомуты.
Заливка жидкости ГУР и прокачка системы
- Подключите обратно клемму АКБ.
- Залейте новую жидкость в бачок ГУР до максимальной отметки.
- Прокачка системы: при вывешенных передних колесах несколько раз медленно поверните руль от упора до упора. Доливайте жидкость, так как ее уровень будет падать. Повторяйте процедуру, пока уровень не перестанет уменьшаться и из системы не выйдут все пузырьки воздуха. Насос при этом не должен издавать гул или вой.
Проверка и тест-драйв
После завершения работ обязательно проведите комплексную проверку:
- Запустите двигатель и внимательно осмотрите место ремонта на предмет отсутствия протечек в области новых сальников и соединений шлангов.
- Проверьте работу руля: он должен вращаться плавно, без рывков и лишних шумов. Усилие должно быть равномерным во всем диапазоне.
- Совершите короткий тест-драйв на малой скорости, обращая внимание на точность реакции рулевого управления и отсутствие посторонних звуков.
- После поездки еще раз проверьте уровень жидкости и наличие подтеков.
Возможные сложности и советы
Типичная ошибка – повреждение новых сальников при установке из-за использования неверного инструмента или спешки. Это приведет к повторной течи.
Совет: если золотниковый вал или корпус рейки имеют заметные следы износа или коррозии, замена сальников может не помочь или дать кратковременный эффект. В таком случае стоит рассмотреть вариант покупки восстановленной рейки.
Лайфхак: перед сборкой смажьте все детали внутри рейки не только жидкостью ГУР, но и специальной консистентной смазкой для деталей ГУР. Это продлит жизнь сальникам и облегчит работу системы в первые моменты после запуска.
Не забывайте после замены сальников и сборки проверить и отрегулировать схождение колес, так как была нарушена конструктивная геометрия подвески.
Заключение
Замена сальников рулевой рейки на Ford Focus 2 – задача выполнимая для подготовленного автовладельца с руками и головой. Ключ к успеху – аккуратность, чистота и использование качественных запчастей. Своевременное выполнение этой работы не только вернет комфорт от вождения, но и предотвратит выход из строя насоса гидроусилителя и самой рейки, что сэкономит вам тысячи рублей. Если же вы не уверены в своих силах, лучше доверить эту ответственную процедуру профессионалам.