Авторебус - Ремонт рулевой рейки
г.Москва ул.Адмирала
Корнилова, вл1, бокс № М46-М47

Работаем с 9-00 до 20-00 ежедневно без выходных

Люфт в рулевой рейке снижает управляемость автомобиля и увеличивает риск потери контроля в экстренных ситуациях, особенно при движении на большой скорости. Зазоры в движущихся деталях появляются из-за интенсивной эксплуатации, естественного износа, неправильного регламентного обслуживания. Однако срок службы рулевого механизма можно увеличить, если предпринять профилактические меры.

В этой статье рассмотрим, что такое люфт рулевой рейки и почему он появляется, а также дадим рекомендации по использованию авто, которые продлят время эксплуатации поворотного механизма колес.

Что такое люфт в рулевой рейке

Механики сервисных центров называют люфтом рулевой рейки слишком большой свободный ход рулевого колеса. Из-за этого поворот руля не сразу приводит к перемещению передних колес вправо или влево, что влияет на чуткость и точность управления машиной. 

Люфт появляется из-за износа деталей рулевого управления, чаще всего зубчатого колеса и связанной с ним рейки, рулевых тяг или втулок. 

Как проявляется люфт:

  • Руль можно повернуть вправо и влево без движения колес;
  • При повороте руля слышны посторонние звуки, вроде хруста;
  • Автомобиль уводит с прямой траектории, особенно при движении по плохому покрытию или на большой скорости.

Если вовремя не устранить люфт, машина будет непредсказуемо реагировать на действия водителя. В экстренной ситуации не получится избежать неприятных последствий. Кроме того, зазоры приводят к появлению вибраций, которые дополнительно изнашивают покрышки и элементы подвески. Если оставить ситуацию без внимания, рулевое управление рано или поздно заклинит, и водитель может попасть в аварию. 

ремонт люфта рулевой рейки / диагностика рулевого управления

Причины появления люфта

В процессе эксплуатации машины люфт возникает по естественным причинам из-за постепенно износа трущихся частей. Однако существуют и другие факторы, которые ускоряют этот процесс.

Рассмотрим подробнее причины появления зазоров:

  • Износ компонентов — со временем истираются зубчатая передача, втулки рейки, подшипники. Также постепенно выходят из строя рулевые тяги и наконечники, ухудшается упругость пружин. Чем больше пробег, тем большее болтание руля будет ощущать водитель. 
  • Дорожные условия — состояние рулевого механизма ухудшается из-за постоянной езды по ямам и выбоинам, ударов колес о бордюры, резких маневров и быстрой езды по дороге. Рейка испытывает повышенные нагрузки, что ускоряет износ. 
  • Неправильное обслуживание — люфт появляется из-за несвоевременной замены смазки, неправильной регулировки зазоров. Часто водитель игнорирует мелкие недостатки в работе механизма и не едет на СТО, из-за чего они развиваются в серьезные дефекты. 
  • Грязь и агрессивные вещества — проблемы могут возникнуть из-за попадания внутрь пыли, грязи, воды, антигололедных реагентов. Все это приводит к появлению коррозии и быстрому износу. 

Водителю автомобиля нужно следить за состоянием рулевого механизма и делать диагностику на СТО. 

 

Профилактические меры

Продлить срок службы и избежать появления люфта рулевой рейки можно, если соблюдать несколько простых правил. 

Н3 Регулярная диагностика

Механики рекомендуют диагностировать состояние рулевого управления как минимум раз в 10-15 тыс. км пробега. Также лучше внепланово проверить исправность рейки, если во время езды водитель наехал на глубокую яму или ощутил симптомы люфта. 

Мастер на СТО обычно осматривает состояние механизма, проверяет наличие разболтанности руля, а также оценивает зазоры и состояние втулок на подъемнике. 

Записаться на диагностику

Использование высококачественных смазочных материалов

Если владелец автомобиля хочет сохранить рулевой механизм подольше, необходимо использовать только качественные смазочные материалы. Их характеристики указаны в технической документации. 

Как правило, используются влагостойкие и температуростойкие смазки, в которые добавлены антикоррозийные компоненты. 

Своевременная замена втулок, пыльников, тяг и наконечников

По мере эксплуатации рейки в механизме изнашиваются отдельные компоненты. Наиболее уязвимы втулки, пыльники, рулевые тяги и наконечники. Конструкция автомобиля предусматривает их замену по мере потери характеристик. 

Лучше устанавливать новые запчасти сразу при обнаружении дефектов. Например, порванный пыльник уже не защищает внутренние компоненты от грязи, что приводит к их поломке. В результате ремонт обходится намного дороже. 

Контроль состояния креплений и регулировка зазоров

Иногда свободный ход руля и «расхлябанность» обусловлены ослаблением креплений рейки к корпусу автомобиля. В этом случае для устранения проблемы достаточно подкрутить болты. В некоторых рулевых рейках можно регулировать прижимную пружину, чтобы уменьшить зазор и избавиться от люфта. 

При появлении «пустоты в руле» можно заехать на СТО, где механики проведут диагностику рулевого механизма и настроят его. Самостоятельно регулировать рейку нежелательно, если у водителя нет необходимых знаний, навыков и инструментов. 

Использование качественных комплектующих при ремонте

Иногда водители пытаются сэкономить, используя для ремонта дешевые китайские запчасти. Делать это нежелательно, чтобы не ухудшить характеристики рейки и не уменьшить срок ее службы.

Недорогие запчасти быстро выходят из строя, поэтому лучше устанавливать втулки, сальники и подшипники из ремкомплектов производителя. Потраченные на такой ремонт деньги окупаются за счет увеличения времени эксплуатации автомобиля и повышения безопасности езды. 

обслуживание рулевого управления авто / диагностика рулевого управленияобслуживание рулевого управления авто / диагностика рулевого управления

Сборка и установка рейки

Сборка рулевой рейки происходит по такой схеме:

  1. Установить втулки, сальники и направляющие из ремкомплекта. 
  2. Смазать все детали смазкой, указанной в технической документации. Чаще всего используют пластичный смазочный материал, который сохраняет свои свойства при нагреве и высоких нагрузках. 
  3. Установить назад электромотор и ЭБУ, подключить разъемы проводов. Убедиться в отсутствии конденсата. 
  4. Собрать корпус и проверить подвижность деталей. 

Далее нужно закрепить собранную рейку на предусмотренном для нее месте. Важно строго соблюдать усилие затяжки болтов, указанное в техдокументации. Для его измерения понадобится динамометрический ключ.

После соединения всех проводов можно прикручивать рулевые тяги и наконечники на поворотных кулаках, а затем — поставить назад всю защиту, если она там была. 

Последний шаг — установка колес с затяжкой болтов с заданным усилием. 

Проверка надежности креплений, правильность подключения всех датчиков и кабелей

Перед тестовым выездом нужно подключить аккумулятор и проверить исправность рулевого управления с помощью диагностического компьютера. В случае необходимости нужно сбросить старые ошибки, а также протестировать датчики. 

Запуск системы, калибровка электроусилителя 

После ремонта следует адаптировать датчики угла поворота к новым компонентам с помощью специального программного обеспечения. Для этого машину ставят на ровной площадке, выставляют колеса прямо и «запоминают» это положение в меню. 

Заключительный этап — тест-драйв и проверка систем, которые связаны с ЭБУ, например, контроль полосы. Так как рулевые тяги отсоединялись, также необходимо отрегулировать углы развала и схождения колес. 

 

Рекомендации по эксплуатации

Избежать быстрого износа и появления люфта рулевой рейки можно благодаря соблюдению нескольких правил эксплуатации транспортного средства:

  • Аккуратный стиль вождения — нежелательно проходить ямы и выбоины на большой скорости, наезжать на бордюры и другие подобные препятствия. Иначе механизм будет испытывать ударные нагрузки, что снижает ресурс втулок, рулевых тяг и других компонентов. 
  • Контроль чистоты и защиты узлов — рекомендуется время от времени мыть днище машины, чтобы удалить грязь и агрессивные реагенты, особенно в зимнее время. Можно обработать открытые части рулевого механизма антикоррозийным составом, чтобы защитить их от ржавчины. 
  • Соблюдайте правила хранения машины — на долгое время автомобиль лучше оставлять в сухом помещении, защищенным от температурных перепадов и влаги, например, в подземном паркинге. 

Когда обращаться в сервис

Срочно запланировать визит на СТО нужно при обнаружении таких проблем с рулевым управлением:

  • Руль авто имеет очень большой свободный ход;
  • Под днищем в передней части слышен громкий хруст или скрежет, особенно при поворотах колес;
  • Машину сильно уводит в сторону при езде по прямой;
  • Рулевое колесо сильно вибрирует, даже при езде по ровному асфальту.

Лучше не доводить до экстренных ситуаций и своевременно обращаться в сервис для обслуживания рулевой рейки и подвески. Это позволит выявить проблему на ранней стадии и устранить ее с минимальными затратами. 

Заключение

Люфт рулевой рейки может быть незначительным, из-за чего водители не обращают на него внимания. Однако со временем он может стать причиной ДТП с очень неприятными последствиями. Соблюдение правил, описанных в этой статье, поможет продлить срок эксплуатации рулевого механизма. Но если водитель ощутил признаки проблемы, лучше заранее обратиться на СТО для ее устранения.

Рейтинг в яндексе