Содержание:
Люфт в рулевой рейке снижает управляемость автомобиля и увеличивает риск потери контроля в экстренных ситуациях, особенно при движении на большой скорости. Зазоры в движущихся деталях появляются из-за интенсивной эксплуатации, естественного износа, неправильного регламентного обслуживания. Однако срок службы рулевого механизма можно увеличить, если предпринять профилактические меры.
В этой статье рассмотрим, что такое люфт рулевой рейки и почему он появляется, а также дадим рекомендации по использованию авто, которые продлят время эксплуатации поворотного механизма колес.
Механики сервисных центров называют люфтом рулевой рейки слишком большой свободный ход рулевого колеса. Из-за этого поворот руля не сразу приводит к перемещению передних колес вправо или влево, что влияет на чуткость и точность управления машиной.
Люфт появляется из-за износа деталей рулевого управления, чаще всего зубчатого колеса и связанной с ним рейки, рулевых тяг или втулок.
Как проявляется люфт:
Если вовремя не устранить люфт, машина будет непредсказуемо реагировать на действия водителя. В экстренной ситуации не получится избежать неприятных последствий. Кроме того, зазоры приводят к появлению вибраций, которые дополнительно изнашивают покрышки и элементы подвески. Если оставить ситуацию без внимания, рулевое управление рано или поздно заклинит, и водитель может попасть в аварию.
В процессе эксплуатации машины люфт возникает по естественным причинам из-за постепенно износа трущихся частей. Однако существуют и другие факторы, которые ускоряют этот процесс.
Рассмотрим подробнее причины появления зазоров:
Водителю автомобиля нужно следить за состоянием рулевого механизма и делать диагностику на СТО.
Продлить срок службы и избежать появления люфта рулевой рейки можно, если соблюдать несколько простых правил.
Механики рекомендуют диагностировать состояние рулевого управления как минимум раз в 10-15 тыс. км пробега. Также лучше внепланово проверить исправность рейки, если во время езды водитель наехал на глубокую яму или ощутил симптомы люфта.
Мастер на СТО обычно осматривает состояние механизма, проверяет наличие разболтанности руля, а также оценивает зазоры и состояние втулок на подъемнике.
Если владелец автомобиля хочет сохранить рулевой механизм подольше, необходимо использовать только качественные смазочные материалы. Их характеристики указаны в технической документации.
Как правило, используются влагостойкие и температуростойкие смазки, в которые добавлены антикоррозийные компоненты.
По мере эксплуатации рейки в механизме изнашиваются отдельные компоненты. Наиболее уязвимы втулки, пыльники, рулевые тяги и наконечники. Конструкция автомобиля предусматривает их замену по мере потери характеристик.
Лучше устанавливать новые запчасти сразу при обнаружении дефектов. Например, порванный пыльник уже не защищает внутренние компоненты от грязи, что приводит к их поломке. В результате ремонт обходится намного дороже.
Иногда свободный ход руля и «расхлябанность» обусловлены ослаблением креплений рейки к корпусу автомобиля. В этом случае для устранения проблемы достаточно подкрутить болты. В некоторых рулевых рейках можно регулировать прижимную пружину, чтобы уменьшить зазор и избавиться от люфта.
При появлении «пустоты в руле» можно заехать на СТО, где механики проведут диагностику рулевого механизма и настроят его. Самостоятельно регулировать рейку нежелательно, если у водителя нет необходимых знаний, навыков и инструментов.
Иногда водители пытаются сэкономить, используя для ремонта дешевые китайские запчасти. Делать это нежелательно, чтобы не ухудшить характеристики рейки и не уменьшить срок ее службы.
Недорогие запчасти быстро выходят из строя, поэтому лучше устанавливать втулки, сальники и подшипники из ремкомплектов производителя. Потраченные на такой ремонт деньги окупаются за счет увеличения времени эксплуатации автомобиля и повышения безопасности езды.
Сборка рулевой рейки происходит по такой схеме:
Далее нужно закрепить собранную рейку на предусмотренном для нее месте. Важно строго соблюдать усилие затяжки болтов, указанное в техдокументации. Для его измерения понадобится динамометрический ключ.
После соединения всех проводов можно прикручивать рулевые тяги и наконечники на поворотных кулаках, а затем — поставить назад всю защиту, если она там была.
Последний шаг — установка колес с затяжкой болтов с заданным усилием.
Перед тестовым выездом нужно подключить аккумулятор и проверить исправность рулевого управления с помощью диагностического компьютера. В случае необходимости нужно сбросить старые ошибки, а также протестировать датчики.
После ремонта следует адаптировать датчики угла поворота к новым компонентам с помощью специального программного обеспечения. Для этого машину ставят на ровной площадке, выставляют колеса прямо и «запоминают» это положение в меню.
Заключительный этап — тест-драйв и проверка систем, которые связаны с ЭБУ, например, контроль полосы. Так как рулевые тяги отсоединялись, также необходимо отрегулировать углы развала и схождения колес.
Избежать быстрого износа и появления люфта рулевой рейки можно благодаря соблюдению нескольких правил эксплуатации транспортного средства:
Срочно запланировать визит на СТО нужно при обнаружении таких проблем с рулевым управлением:
Лучше не доводить до экстренных ситуаций и своевременно обращаться в сервис для обслуживания рулевой рейки и подвески. Это позволит выявить проблему на ранней стадии и устранить ее с минимальными затратами.
Люфт рулевой рейки может быть незначительным, из-за чего водители не обращают на него внимания. Однако со временем он может стать причиной ДТП с очень неприятными последствиями. Соблюдение правил, описанных в этой статье, поможет продлить срок эксплуатации рулевого механизма. Но если водитель ощутил признаки проблемы, лучше заранее обратиться на СТО для ее устранения.