Содержание:
От работоспособности гидроусилителя руля зависит безопасность вождения автомобиля. Выход из строя ГУР значительно затрудняет или делает невозможным маневрирование, что может привести к аварии с серьезными последствиями. Как только водитель обнаружит проблемы с системой гидроусиления, необходимо как можно быстрее принять меры к устранению поломки.
В этой статье мы разберем, как восстановить работу ГУР. Однако прибегать к самостоятельному ремонту нужно только в том случае, если владелец авто имеет соответствующие навыки, подъемник и другое оборудование, и инструменты.
Термином «гидроусилитель» называют систему, которая облегчает поворот колес при вращении руля за счет использования гидравлического усилия. Благодаря ГУР водителю легче маневрировать на дороге, особенно в неподвижном положении или на небольшой скорости.
Система гидроусиления состоит из таких компонентов:
Принцип действия гидросистемы достаточно простой. При включении двигателя начинает работать насос, который повышает давление масла в системе. При повороте руля вправо или влево жидкость через распределительный механизм поступает в нужный полуцилиндр. Там эмульсия давит на поршень, который перемещает шток и передает поступательное движение на колесо.
После возвращения руля в исходное положение жидкость по обратной магистрали уходит из цилиндра и поступает в расширительный бачок. После этого начинается следующий цикл работы.
Система гидроусиления состоит из множества сложных деталей и узлов, которые из-за длительной эксплуатации, неправильного ухода или внешних воздействий могут выйти из строя. Разберем, с какими поломками может столкнуться владелец машины.
Частая неисправность — утечка масла. Недостаток рабочей жидкости приводит к повышенной нагрузке на насос и снижению передаваемого усилия, а в некоторых случаях — заклиниванию из-за перегрева и отсутствия смазки. Подтекания масла происходят из-за нарушения герметичности системы.
Течи появляются по нескольким причинам:
Обнаружить проблему легко по уровню рабочей жидкости в бачке, а также по характерным пятнам масла под машиной (после стоянки) или в подкапотном пространстве (брызги на разных деталях двигателя).
О неисправностях системы усиления сигнализируют посторонние шумы, которые слышатся во время маневрирования. Также поломку можно обнаружить по тому, что руль стал вращаться туже или ощущается неравномерное усиление.
Такие симптомы могут проявляться по следующим причинам:
Провести точную диагностику могут только в сервис-центре, который обслуживает рулевое управление машин.
О проблемах с ГУР могут сигнализировать и другие внешние признаки:
Если водитель во время езды ощущает рывки на руле или вибрацию, которые усиливаются при маневрировании на месте или повороте колес в крайние положения (когда давление масла и нагрузка на насос максимальные), необходимо как можно быстрее обратиться на СТО.
Появление внешних признаков говорит о поломке, но не указывает, что именно вышло из строя в системе гидроусиления. Перед тем как приступать к восстановлению ГУР, важно точно диагностировать неисправности.
Осматривать состояние системы лучше всего после стоянки, когда двигатель уже остыл. Заводить автомобиль при этом не нужно.
Обычно проверяют такие элементы:
Обязательно нужно осмотреть асфальт под машиной, так как туда может капать масло. Кроме того, во время движения оно может разбрызгиваться на другие детали, из-за чего водитель может ощущать характерный горелый запах.
Действенный способ диагностики — контроль состояния рабочей жидкости. Первым делом проверяют уровень масла, до запуска двигателя он должен находиться между рисками МИН и МАКС на расширительном бачке.
По цвету масло для ГУР бывает красноватым или желтоватым в зависимости от производителя. Мутная эмульсия, пена или осадок говорят о проблемах с гидроусилением.
Если после доливания масло все равно убывает, это свидетельствует об утечках и необходимости как можно быстрее устранить дефект на СТО.
После визуального осмотра и контроля состояния гидравлической жидкости, нужно завести мотор и провести диагностику в таком режиме. Последовательность действий:
Визуально следует проверить состояние ремня. Он должен быть натянут и не проскальзывать по шкивам. Также, не выключая двигатель, стоит еще раз осмотреть систему, возможно появятся капли масла на трубках или в местах соединений.
Хотя точную диагностику можно провести только на СТО, по внешним признакам водитель также способен примерно определить причину поломки:
Практически во всех случаях своими силами отремонтировать рулевое управление не получится. Нужны специальные инструменты и стенды, которые есть только в сервис-центре.
Восстановить работу рулевой рейки можно, если владелец авто разбирается в его устройстве, у него есть место и приспособления для ремонта машины, а также инструменты и навыки их использования.
Рассмотрим типовые проблемы и способы их устранения.
От состояния и количества масла напрямую зависит работа ГУР. Водитель должен следить за качеством жидкости и своевременно доливать или менять ее. Полную замену делают через 40–60 тыс. км пробега или раз в 2 года в зависимости от рекомендаций производителя.
Если гидравлическая жидкость темная, неприятно пахнет, пенится или содержит посторонние предметы, ее нужно заменить до окончания срока эксплуатации. Также новое масло обычно заливают после ремонта системы рулевого управления.
Доливать масло необходимо при заглушенном двигателе и только такого же типа и марки, которое уже используется. После восстановления уровня нужно повернуть руль до упора в разные стороны 3–4 раза, чтобы выгнать воздух из системы.
Полная замена происходит таким образом:
После этого дать поработать мотору и убедиться, что в бачке отсутствует пена, уровень масла не падает.
Большинство водителей сталкивается именно с утечками масла, которые происходят из-за износа уплотнителей или появления трещин в трубках.
Разберем, как устранить подтекания:
Если подтекание обнаружено на корпусе насоса или рулевой рейки, нужен серьезный ремонт, который могут сделать только в сервисном центре.
Прокачка для удаления воздушных пузырьков из системы нужна при обнаружении гидроударов, неравномерного усиления, повышенного шума при работе ГУР.
Удаление воздуха происходит по такой схеме:
После завершения процедуры важно долить рабочую жидкость, чтобы ее уровень был между отметками МИН и МАКС.
Иногда повреждения ГУР или других элементов рулевого управления слишком серьезные, чтобы можно было устранить их самостоятельно. К таким поломкам относятся:
После завершения ремонта или обслуживания системы гидроусиления необходимо провести повторную диагностику механизмов и убедиться в том, что они работают правильно.
Сначала можно сделать тест-драйв, двигаясь на малой и средней скорости. Важно проверить:
Если рулевое управление ведет себя странно, скорее всего в системе остался воздух и нужно повторить прокачку.
После тест-драйва нужно еще раз проверить все части системы, чтобы убедиться в отсутствии новых подтеканий. Также следует прислушаться к работе ГУР, так как о проблемах могут свидетельствовать посторонние звуки. Еще один узел — бачок, в масле не должно быть пузырьков.
Повторно проверить состояние масла нужно после 5 тыс. км пробега. За это время жидкость не должна изменить свой цвет или прозрачность, важно проверить отсутствие пены и осадка. Можно чуть-чуть долить ее, но чтобы не превышать отметку МАКС.
Продлить срок эксплуатации ГУР и рулевого управления в целом можно, если соблюдать указанные ниже советы по профилактическому обслуживанию и эксплуатации автомобиля.
Водитель должен проверять уровень масла в расширительном бачке хотя бы раз в месяц или при заезде на очередное ТО. Также нужно периодически осматривать систему, чтобы своевременно обнаруживать следы утечек жидкости.
Если ГУР начинает работать с проблемами: тяжелее, неравномерно или с шумом, сразу необходимо ехать на диагностику.
Для ремонта и регламентного обслуживания нужно использовать только оригинальные и сертифицированные компоненты, а также обращаться на надежные СТО. Попытки экономить и покупать дешевые аналоги приводят только к еще более быстрому износу и авариям.
Особенно важно заливать один тип жидкости в систему гидроусиления. Ни в коем случае нельзя смешивать их.
Во избежание быстрого износа системы гидроусиления эксперты советуют соблюдать такие правила при использовании автомобиля: