Авторебус - Ремонт рулевой рейки
г.Москва ул.Адмирала
Корнилова, вл1, бокс № М46-М47

Работаем с 9-00 до 20-00 ежедневно без выходных

От работоспособности гидроусилителя руля зависит безопасность вождения автомобиля. Выход из строя ГУР значительно затрудняет или делает невозможным маневрирование, что может привести к аварии с серьезными последствиями. Как только водитель обнаружит проблемы с системой гидроусиления, необходимо как можно быстрее принять меры к устранению поломки.

В этой статье мы разберем, как восстановить работу ГУР. Однако прибегать к самостоятельному ремонту нужно только в том случае, если владелец авто имеет соответствующие навыки, подъемник и другое оборудование, и инструменты.

Устройство и принципы работы гидроусилителя руля

Термином «гидроусилитель» называют систему, которая облегчает поворот колес при вращении руля за счет использования гидравлического усилия. Благодаря ГУР водителю легче маневрировать на дороге, особенно в неподвижном положении или на небольшой скорости. 

Система гидроусиления состоит из таких компонентов:

  • Насос — нагнетает масло в правый или левый полуцилиндр с нужным давлением и скоростью. Чаще всего он вращается за счет отбора мощности от ДВС (классический ГУР) или с помощью отдельного электромотора (ЭГУР).
  • Рулевая рейка — основной механизм, который трансформирует вращение рулевого вала в движение колеса через тяги вправо или влево. В нее встроен гидроцилиндр с двумя полуцилиндрами, который снижает прикладываемое усилие. 
  • Расширительный бачок — резервуар, который необходим для хранения масла в гидросистеме и компенсации увеличения объема жидкости при нагреве. Он же служит для контроля уровня и доливки гидроэмульсии. В емкости также установлен фильтр.
  • Распределительный механизм — направляет поток гидравлической жидкости в правый или левый полуцилиндр в зависимости от положения рулевой колонки. 
  • Шланги — полые трубки высокого и низкого давления нужны для подачи масла от насоса к цилиндру и обратно. Так как они постоянно работают под нагрузкой, именно в этих местах часто происходят утечки.
  • Гидравлическая жидкость — масло определенной вязкости, которое передает усилие на рейку и смазывает компоненты. Оно не теряет своих свойств при сильных колебаниях температуры и давления. 

Принцип действия гидросистемы достаточно простой. При включении двигателя начинает работать насос, который повышает давление масла в системе. При повороте руля вправо или влево жидкость через распределительный механизм поступает в нужный полуцилиндр. Там эмульсия давит на поршень, который перемещает шток и передает поступательное движение на колесо. 

После возвращения руля в исходное положение жидкость по обратной магистрали уходит из цилиндра и поступает в расширительный бачок. После этого начинается следующий цикл работы. 

Типовые неисправности гидроусилителя

Система гидроусиления состоит из множества сложных деталей и узлов, которые из-за длительной эксплуатации, неправильного ухода или внешних воздействий могут выйти из строя. Разберем, с какими поломками может столкнуться владелец машины. 

Потеря жидкости и ее причины

Частая неисправность — утечка масла. Недостаток рабочей жидкости приводит к повышенной нагрузке на насос и снижению передаваемого усилия, а в некоторых случаях — заклиниванию из-за перегрева и отсутствия смазки. Подтекания масла происходят из-за нарушения герметичности системы.

Течи появляются по нескольким причинам:

  • Износ трубок для подачи масла — трещины возникают из-за перегибов, истирания, воздействия агрессивных веществ, механических контактов;
  • Ослабление хомутов — крепеж может быть ненадежным из-за коррозии или недостаточной затяжки болта;
  • Повреждение уплотнителей — эластичные прокладки, сальники и другие герметизирующие детали теряют свои свойства и пропускают масло наружу;
  • Механические повреждения — сильный удар при переезде через препятствия или попадании в выбоину может привести к вытеканию масла. 

Обнаружить проблему легко по уровню рабочей жидкости в бачке, а также по характерным пятнам масла под машиной (после стоянки) или в подкапотном пространстве (брызги на разных деталях двигателя). 

Шум в системе, усилие на руле

О неисправностях системы усиления сигнализируют посторонние шумы, которые слышатся во время маневрирования. Также поломку можно обнаружить по тому, что руль стал вращаться туже или ощущается неравномерное усиление. 

Такие симптомы могут проявляться по следующим причинам:

  • Разгерметизация системы подачи масла, из-за чего внутри образуются пузырьки воздуха, которые и создают шум;
  • Появление воздушных пробок из-за неправильной замены рабочей жидкости (не сделана прокачка);
  • Физический износ подвижных деталей насоса для подачи масла, чаще всего подшипников и вала;
  • Заливка рабочей жидкости с характеристиками, которые не соответствуют требованиям производителя. 

Провести точную диагностику могут только в сервис-центре, который обслуживает рулевое управление машин.

Вибрации, рывки, неравномерная работа

О проблемах с ГУР могут сигнализировать и другие внешние признаки:

  • Темная и грязная жидкость в бачке — говорит о разгерметизации или попадании в масло продуктов износа;
  • Перепады давления — проявляются при неисправностях насоса или регулятора давления;
  • Износ рулевой рейки — их можно обнаружить по люфту деталей или неравномерной работе ГУР. 

Если водитель во время езды ощущает рывки на руле или вибрацию, которые усиливаются при маневрировании на месте или повороте колес в крайние положения (когда давление масла и нагрузка на насос максимальные), необходимо как можно быстрее обратиться на СТО.

устройство гидроусилителя руля / диагностика ГУР автомобиля

Диагностика неисправностей

Появление внешних признаков говорит о поломке, но не указывает, что именно вышло из строя в системе гидроусиления. Перед тем как приступать к восстановлению ГУР, важно точно диагностировать неисправности. 

Записаться на диагностику

Визуальный осмотр системы

Осматривать состояние системы лучше всего после стоянки, когда двигатель уже остыл. Заводить автомобиль при этом не нужно.

Обычно проверяют такие элементы:

  • Расширительный бачок — на нем не должно быть следов подтеканий, жидкость внутри чистая и светлая, ее уровень находится между отметками МИН и МАКС.
  • Шланги — их стенки должны быть ровными и без трещин, на них отсутствуют следы рабочей жидкости.
  • Соединения — хомуты и фитинги должны быть целыми, закреплены плотно и не болтаться, на них нет капель и потеков масла;
  • Корпус насоса и рейки — эти детали не должны иметь деформаций, трещин или пятен эмульсии, которая вытекла через негерметичный корпус. 

Обязательно нужно осмотреть асфальт под машиной, так как туда может капать масло. Кроме того, во время движения оно может разбрызгиваться на другие детали, из-за чего водитель может ощущать характерный горелый запах. 

Проверка уровня и состояния жидкости

Действенный способ диагностики — контроль состояния рабочей жидкости. Первым делом проверяют уровень масла, до запуска двигателя он должен находиться между рисками МИН и МАКС на расширительном бачке. 

По цвету масло для ГУР бывает красноватым или желтоватым в зависимости от производителя. Мутная эмульсия, пена или осадок говорят о проблемах с гидроусилением.

Если после доливания масло все равно убывает, это свидетельствует об утечках и необходимости как можно быстрее устранить дефект на СТО.

Проверка работы насоса и герметичности магистралей

После визуального осмотра и контроля состояния гидравлической жидкости, нужно завести мотор и провести диагностику в таком режиме. Последовательность действий:

  1. На холостых оборотах проверить, что масло в бачке не пенится из-за завоздушивания системы, а насос ГУР работает штатно и не издает странных звуков, не вибрирует. 
  2. На месте нужно повернуть руль вправо и влево. Усилие должно быть равномерным. Шум под капотом должен немного усилиться из-за повышения нагрузки на насос, но не перейти в вой или скрежет. 

Визуально следует проверить состояние ремня. Он должен быть натянут и не проскальзывать по шкивам. Также, не выключая двигатель, стоит еще раз осмотреть систему, возможно появятся капли масла на трубках или в местах соединений. 

Выявление ошибки по свисту, шуму, «тугому» рулю

Хотя точную диагностику можно провести только на СТО, по внешним признакам водитель также способен примерно определить причину поломки:

  • Свист при запуске мотора или повороте руля — проскальзывает ремень отбора мощности от двигателя;
  • Гул при поворотах — система завоздушилась, не хватает масла или износился насос ГУР;
  • Отсутствие усиления — недостаток жидкости в системе или сломан насос;
  • Пена в бачке — завоздушивание из-за постоянного подсоса воздуха через негерметичные шланги или патрубки;
  • Подтеки на рейке — потеря герметичности уплотнителями.

Практически во всех случаях своими силами отремонтировать рулевое управление не получится. Нужны специальные инструменты и стенды, которые есть только в сервис-центре. 

устройство гидроусилителя руля / диагностика ГУР автомобиля

Восстановление работоспособности гидроусилителя

Восстановить работу рулевой рейки можно, если владелец авто разбирается в его устройстве, у него есть место и приспособления для ремонта машины, а также инструменты и навыки их использования.

Рассмотрим типовые проблемы и способы их устранения. 

Долив и замена рабочей жидкости

От состояния и количества масла напрямую зависит работа ГУР. Водитель должен следить за качеством жидкости и своевременно доливать или менять ее. Полную замену делают через 40–60 тыс. км пробега или раз в 2 года в зависимости от рекомендаций производителя. 

Если гидравлическая жидкость темная, неприятно пахнет, пенится или содержит посторонние предметы, ее нужно заменить до окончания срока эксплуатации. Также новое масло обычно заливают после ремонта системы рулевого управления. 

Доливать масло необходимо при заглушенном двигателе и только такого же типа и марки, которое уже используется. После восстановления уровня нужно повернуть руль до упора в разные стороны 3–4 раза, чтобы выгнать воздух из системы. 

Полная замена происходит таким образом:

  1. Заглушить мотор и вывесить переднюю часть авто, чтобы колеса не касались поверхности пола или асфальта. 
  2. Отсоединить магистраль обратки от расширительного бачка и опустить ее в емкость для сбора отработки. 
  3. Вращать рулевое колесо вправо и влево, чтобы выгнать масло из цилиндра и трубок. 
  4. Промыть систему, добавляя в нее новое масло и вращая руль до тех пор, пока из обратки не потечет чистая эмульсия. 
  5. Подключить трубку обратно к бачку и долить масло так, чтобы оно находилось ближе к отметке МАКС.
  6. Запустить мотор и вращать руль, чтобы прокачать контуры ГУР. Затем долить гидравлическую жидкость, если она частично ушла. 

После этого дать поработать мотору и убедиться, что в бачке отсутствует пена, уровень масла не падает. 

Устранение утечек: замена или подтяжка хомутов, шлангов, уплотнений

Большинство водителей сталкивается именно с утечками масла, которые происходят из-за износа уплотнителей или появления трещин в трубках. 

Разберем, как устранить подтекания:

  1. Определить места подтеканий. Для этого нужно очистить все части системы ветошью, затем включить мотор и вращать руль. После пройтись бумажным полотенцем по подозрительным участкам, чтобы обнаружить подтекания. Чаще всего они появляются в местах соединений трубок с другими частями системы, возле уплотнителей на рейке.
  2. Подтянуть хомуты. Иногда производители ставят пружинные хомуты, в этом случае их лучше заменить на червячные с винтом. Не нужно прикладывать слишком большого усилия, чтобы не раздавить трубку. 
  3. Заменить шланги. Если у маслопровода повреждена стенка, он вздулся или расслоился, нужно установить новую трубку подходящего диаметра. После этого важно не забыть долить масло и прокачать ГУР.

Если подтекание обнаружено на корпусе насоса или рулевой рейки, нужен серьезный ремонт, который могут сделать только в сервисном центре.

Промывка системы и удаление воздуха

Прокачка для удаления воздушных пузырьков из системы нужна при обнаружении гидроударов, неравномерного усиления, повышенного шума при работе ГУР. 

Удаление воздуха происходит по такой схеме:

  1. Поднять переднюю часть машины, чтобы колеса висели в воздухе.
  2. Повернуть руль вправо и влево, чтобы часть воздуха вышла в бачок. 
  3. Запустить мотор и еще раз покрутить руль, избегая резких движений вправо и влево. 
  4. Визуально пузырьки воздуха можно увидеть в расширительном бачке с маслом. 

После завершения процедуры важно долить рабочую жидкость, чтобы ее уровень был между отметками МИН и МАКС.

Ремонт или замена насоса/рейки при серьезных неисправностях

Иногда повреждения ГУР или других элементов рулевого управления слишком серьезные, чтобы можно было устранить их самостоятельно. К таким поломкам относятся:

  • Поломка насоса — нужно менять компоненты или весь агрегат полностью;
  • Ремонт рулевой рейки — необходимо установить новые втулки или уплотнители из комплекта или заменить весь механизм при сильном износе. 

Проверка работы после восстановления

После завершения ремонта или обслуживания системы гидроусиления необходимо провести повторную диагностику механизмов и убедиться в том, что они работают правильно. 

Тест-драйв, контроль усилия на рулевом колесе

Сначала можно сделать тест-драйв, двигаясь на малой и средней скорости. Важно проверить:

  • легко ли вращать руль на парковке и в движении;
  • сохраняется ли равномерное усиление, нет ли рывков или провалов;
  • возвращается ли руль в нейтральное положение после завершения маневра. 

Если рулевое управление ведет себя странно, скорее всего в системе остался воздух и нужно повторить прокачку. 

Визуальная проверка на отсутствие подтеков и посторонних шумов

После тест-драйва нужно еще раз проверить все части системы, чтобы убедиться в отсутствии новых подтеканий. Также следует прислушаться к работе ГУР, так как о проблемах могут свидетельствовать посторонние звуки. Еще один узел — бачок, в масле не должно быть пузырьков.

Оценка состояния новой жидкости

Повторно проверить состояние масла нужно после 5 тыс. км пробега. За это время жидкость не должна изменить свой цвет или прозрачность, важно проверить отсутствие пены и осадка. Можно чуть-чуть долить ее, но чтобы не превышать отметку МАКС.

Профилактика и рекомендации по эксплуатации

Продлить срок эксплуатации ГУР и рулевого управления в целом можно, если соблюдать указанные ниже советы по профилактическому обслуживанию и эксплуатации автомобиля. 

Регулярная проверка уровня жидкости и состояния системы

Водитель должен проверять уровень масла в расширительном бачке хотя бы раз в месяц или при заезде на очередное ТО. Также нужно периодически осматривать систему, чтобы своевременно обнаруживать следы утечек жидкости. 

Если ГУР начинает работать с проблемами: тяжелее, неравномерно или с шумом, сразу необходимо ехать на диагностику. 

Использование качественных расходных материалов

Для ремонта и регламентного обслуживания нужно использовать только оригинальные и сертифицированные компоненты, а также обращаться на надежные СТО. Попытки экономить и покупать дешевые аналоги приводят только к еще более быстрому износу и авариям.

Особенно важно заливать один тип жидкости в систему гидроусиления. Ни в коем случае нельзя смешивать их. 

Перечень простых профилактических мер для увеличения ресурса ГУР

Во избежание быстрого износа системы гидроусиления эксперты советуют соблюдать такие правила при использовании автомобиля:

  • Избегать резкого маневрирования на дороге и парковке;
  • Не держать колеса в крайних положениях слишком долго;
  • Своевременно менять гидравлическую жидкость;
  • В холодное время года перед началом движения дать машине прогреться хотя бы 2-3 минуты. 

Заключение

Система гидроусиления руля и поворотный механизм в целом — слишком важные компоненты авто, чтобы обслуживать их без необходимых навыков. Водитель может проверять состояние деталей и уровень масла, но при выявлении неисправностей лучше обратиться к квалифицированным слесарям СТО.

Рейтинг в яндексе